Экономика Германии.

 Эра Шпеера

В феврале 1942 г. в результате несчастного случая погиб министр вооружения и боеприпасов инженер Фриц Тод. Вместе с назначением вскоре после этого в качестве его преемника архитектора Альберта Шпеера началась новая эра германской военной промышленности - ее действительный подъем, являвшийся насущной необходимостью в сложившейся военной обстановке. Этот подъем явился прежде всего результатом новых методов руководства промышленностью.

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОИЗВОДСТВА ВООРУЖЕНИЯ

Тема 5.Организационное сотрудничество и противоречия

Комитеты и ринги. Очень важно остановиться на разнвитии некоторых организационных принципов. До сих пор способы обеспечения вооружением оставались неизменными: вермахт заявлял, в чем он нуждается и в каком количестве. Балансирование программы происходило только в пределах вермахта. Это - практически означает, что оно вообще не осуществлялось. Представители армии являлись на предприятия и лорганизовывали╗ там производство вооружения по своему усмотрению,Чконечно, с позиций солдата, а не хозяйственника.Но в этой важнейшей области наступили решающие перемены (например,    Paul   Osthold, Weitere Straffung der Rustungsorganisation,  лDer deutsche Volkswirt╗, 23. Oktober  1942). По-прежнему вермахт должен был указывать, в чем он нуждается, в каких количествах и как должен быть выполнен его заказ, так как в конечном итоге он отвечал за вооружение и боеспособность действующей армии.

Но как только перед промышленностью были поставлены задачи и заказы вермахта собраны в централизованном порядке и систематизированы, они переходили в ведение министерства Шпеера. Это министерство должно было определять, на каких предприятиях и какими методами будет осуществляться производство; вермахт же отвечал лишь за своевременную отгрузку заказанного вооружения желаемой конструкции и в нужном количестве. Внешне эта реорганизация нашла свое ясное отражение в том, что орган, занимавшийся вооружением при верховном команндовании вермахта, вошел в виде Управления по вооружению в состав Министерства вооружения.

Этот переворот в системе снабжения-именно так можно его назвать, если учесть привязанность к традициям в системе немецкого вермахта, потребовал, однако, новых методов руководства промышленностью (См.   Кеhr1,   Kriegswirtschaft   und Rflstungsindustrie,   лBi-lanz des zweiten Weltkrieges╗, Oldenburg, 1953.). Эти новые методы состояли, во-первых, в том, чтобы привлекать к руководству молодые кадры (лВ моем министерстве не должно быть никого старше меня╗,Чзаявлял Шпеер), и, во-вторых, в том, чтобы привлекать лучшие технические кадры специалистов и, в частности, инженеров. Надо было избежать создания раздутого центрального управленческого аппарата; вместо этого была сделана попытка увеличить ответственность аппарата на местах.

Организационные рамки для этой новой системы Обранзовали так называемые комитеты и ринги, представляющие собой объединения предприятий или их отдельных цехов, производящих одинаковые виды продукции, под единым руководством признанного специалиста в данной отрасли производства. При этом комитеты объединяли в основнном предприятия, производящие вооружение (танки, автомобили, суда, оружие, боеприпасы и т. д.), в то время как ринги обычно объединяли субпоставщиков военных преднприятий (например, ринг металлообработки, электротехнники и т. д.).

лГлавные╗ комитеты и ринги подразделялись на комитеты и ринги, которые, в свою очередь, делились на малые ринги, подкомитеты, рабочие комитеты и т. д. Таким путем должно было быть достигнуто возможно большее приближение управления к производству.

Задачи новой организации можно подробно охарактеризовать следующим образом:

         установление р абочего времени и методов труда с целью выяснения, и внедрения лучших результатов;

         обмен патентами и документацией по технологии производства;

         упрощение техники производства, прежде всего путем стандартизации;

         наблюдение за расходованием материалов на единицу изделия с целью экономии расходуемых материалов;

         расширение деловых связей с отраслями промышлености-субпоставщиками;

         загрузка, мощностей, имеющихся для соответствующего, производства.

Эту обширную программу следовало прежде всего понимать как чисто технологическую и производственно-техническую. Экономические задачи комитетов и рингов состояли лишь в привлечении рабочей силы и частично в приобретении угля и в снабжении электроэнергией, а также в обеспечении загрузки производственных мощностей. Необходимое же сырье предоставлялось соответствующими имперкими управлениями непосредственно или же по контингентам вермахта.

Основная идея-создание силами промышленности отраснлевых комитетов, и рингов-была правильна. Однако эти новые организации были созданы при сохранении уже имевшихся организаций. Наряду с комитетами и рингами продолжали существовать хозяйственные группы со всеми их подгруппами, созданными по отраслевому принципу (а не по видам готовой продукции). Многие предприятия в связи с многообразием производимых на них видов изделий входили.в различные комитеты и ринги и примыкали одновременно ко многим хозяйственным и отраслевым групнпам и подгруппам. Так, например, производство изделий Главного комитета боеприпасов было рассеяно на предприятиях, относящихся к 18 различным хозяйственным группам, и  наоборот, фирмы, объединенные в хозяйственной группе производителей железа, стали и изделий из жести, подчинялись 9 различным комитетам и рингам. К этому надо добавить, что в отношении хозяйственных групп действовало с начала войны пресловутое лорганизационное замораживание╗,  вследствие чего все предприятия оставались в той же группе, к которой они относились осенью 1939 г.

Например, фабрики по производству пианино, которые изготовляли теперь упаковку для боеприпасов, регулирование снабжения сырьем. С вопросами организации выпуска готовой продукции была также тесно связана проблема регулирования снабжения сырьем. Выше было показано, как уже с 1934 г. на основе лНового плана╗ были созданы управления по контролю над внешней торговлей, а также над потреблением всех важнейших видов промышленного сырья. Эти управления, преобразованные в начале войны в имперские управления, являющиеся органами Имперского министерства хозяйства, должны были регулировать и направлять использование сырья в соответствии с потребностями фронта.

Ясно, что при таком положении статистическая документация, являющаяся основой всякого управления и планирования, неизбежно страдала существенными недостатками.

В свою очередь организация комитетов и рингов, первоначально задуманных как небольшие технические объединения, также не могла считаться совершенной.

Перестройка продолжалась в прежних масштабах вплоть до последнего месяца войны. Поэтому невозможно было дать действительно реальную картину организации, так как едва поступившая текущая информация снова устанревала. Многие предприятия не знали, принадлежали ли они вообще к какому-нибудь комитету или рингу, и, наобонрот, лишь немногие комитеты и ринги действительно следили за кругом фирм, входящих в их состав, и в соответствии с этим могли руководить ими.

Эффективные методы управления удавались постольку, поскольку комитеты и ринги могли присоединиться к уже имеющимся объединениям (например, машиностроение, точнная механика и оптика). В других весьма многочисленных случаях сила побеждала разум.

Организационные принципы в различных комитетах и рингах были неодинаковы. В соответствии с вышеизлонженными основными положениями комитеты должны были охватывать предприятия, выпускавшие готовое вооружение, рннги же-предприятия субпоставщиков. В этом случае каждый комитет, нуждавшийся в поставке каких-либо матенриалов или деталей, должен был установить контакт с соотнветствующим рингом, а ринг, со своей стороны, оказывался в таком положении, что вынужден был бы использовать свои производственные мощности в соответствии с потребнностями отдельных комитетов.

В действительности же комитеты и ринги перемешались. Главный комитет авиационного вооружения был фактически рингом, занимавшимся вопросами, входившими ранее в компетенцию многих других рингов. Главный комитет точнной механики и оптики по существу был рингом, так как он практически занимался только субпоставками. Комитет железнодорожного подвижного состава подчинил себе преднприятия субпоставщиков и перестал зависеть от постанвок со стороны соответствующих рингов. Главный комитет автомобильной промышленности присоединил к себе ненкоторые важные предприятия своих субпоставщиков. Другие комитеты (вооружения) полностью полагались на ринговую организацию.

В итоге всего этого над всеми имеющимися производнственными мощностями на предприятиях субпоставщиков контроля не было, согласование программ оказывалось невозможным. Вопрос об отраслях промышленности, осуществлявших субпоставки для военного производства, будет еще раз особо рассмотрен ниже.

Далее о региональной организации. В общих чертах она была построена таким образом, что инспекция воорунжения (органы Министерства вооружения) устанавливала надзор за так называемыми предприятиями группы А, в которой объединялись действительно важнейшие военные предприятия. Большое число остальных предприятий (преднприятия группы С) контролировалось совершенно иначе построенной региональной организацией-хозяйственными управлениями земель (подчинялись Имперскому министернству хозяйства). Последствия были очевидны: отсутствие четкого разграничения между предприятиями групп А и С, отсутствие единой политики в использовании рабочей силы, распределении сырья, угля и энергии, обеспечении транспортом и т.  д.

Хотя методы работы отдельных комитетов, как это неодннократно хвастливо подчеркивалось, не были бюрократинческими, зато зачастую работа велась несистематически, без учета всех задач в целом. Работник Главного комитета танков думал исключительно о танках. Он делал все, что позволяли его силы, для того, чтобы выполнить лсвою╗ программу, и выполнял ее. То, что это происходило зачастую за счет программы соседнего комитета, его не беспокоило, а признание его заслуг со стороны высшего начальства, повидимому, оправдывало его.

Управления, возникшие в совершенно разное время и возглавлявшиеся всевозможными лимперскими уполномоченными╗, использовали самые различные методы руководства, так что даже для того, чтобы разобраться в жаргоне специальной терминологии регулирования, нужно было преодолеть трудности, равные борьбе со смешением языков во время вавилонского столпотворения. Так, например, имелись лразрешение на ввоз╗, лразрешение на покрытие потребностей╗, лразрешение на закупку╗, лконтрольные номера╗, лправо на закупку╗ и т. д., хотя все эти опреденления в каждом случае по существу выражали одно и то же. Кроме того, каждое имперское управление ревниво следило за сферой своей компетенции, так что предприятия, практически нуждавшиеся во многих видах вспомогательных материалов и сырья, должны были обращаться к большому числу организаций. В результате единства в распределении сырья не было. Так, например, если предприятие получало достаточное количество черных металлов, то ему не хватало или цветных металлов или некоторых химикалиев, или леса, или другого сырья, необходимого для производственного процесса. В результате бесконтрольности, а также в связи с лразумным предвидением╗ предпринимателей возникали завышенные заявки на необходимое сырье. Нередко преднприниматели делали заявки на сырье, умалчивая об ожиндаемом сокращении производства, чтобы сохранить прежннее количество получаемого сырья, и т. п.

В регулировании снабжения сырьем крупные изменения произошли впервые в течение 1942 г. В соответствии с распоряжением имперского министра хозяйства и министра вооружения о лновом порядке регулирования╗ генеральный референт Имперского министерства хозяйства Ганс Керль осуществил централизацию системы снабжения сырьем и коренным образом упростил порядок снабжения сырьем предприятий.

Реорганизация  имперских управлений в   1942 г.

 

 

27 февраля

Имперские  управления по хлопку, хлопковой пряже и тканям, натуральному и искусственному  шелку  объединены в Имперское

управление по текстилю

10 марта

Образовано Имперское объединение по облагораживанию текстиля

22 апреля

Образовано Имперское объединение по углю

29 мая

Образовано Имперское объединение по железу

5 сентября

Имперское управление по   каучуку и Имперское   управление   по   саже   объединены в Имперское управление по каучуку

15 октября

Создано общество по обуви

13 ноября

Образовано общество по стеклу

10 декабря

Имперское управление по шерсти и волосу, а также Имперское управление по лубяному волокну вошли в состав Имперского управления по текстилю

Новые организации были созданы главным образом в виде имперских управлений, некоторые с меньшими полномочиями - в виде лобществ╗, некоторые с особыми задачами производственно-технической рационализации строились в виде лимперских объединений╗, облеченных большими полномочиями. В связи с образованием разных управлений и введением глобальных контингентов для предприятий было значительно облегчено получение сырья.

Идея создания разных управлений исходила из того, чтобы все организации одной и той же отрасли (имперские управления, хозяйственные группы, картели, торговые и ремесленные организации) были объединены под единым руководством, с тем чтобы обеспечить строгое руководство данной отраслью и мобилизацию всех сил и средств. Каждое предприятие должно было входить только в одну сферу управления. Если предприятие нуждалось в материалах, регулирование снабжением которыми входило в компетеннцию другого управления, то эти материалы предоставлялись одним управлением другому (глобальные контин-генты) и затем распределялись по отдельным предприятиям внутри данного управления. Управление и распределение, по  прежнему   региональному   принципу   осуществлялось только в отношении рабочей силы, транспортных средств и угля.

В общем эта реформа, упростившая систему снабжения  сырьем, действительно облегчила предприятиям получение сырья, особенно черных и цветных металлов. Но она не была полностью осуществлена, так как еще во время образования новых органов снова произошли изменения: Министерство вооружений было преобразовано в Министерство вооружения и военного производства, претендовавшее на управление всем промышленным производством.

Оглавление
1. Вступление
2. Сходство военной экономики 1939 - конца 1941 гг с экономикой мирного времени.
3. Эра Шпеера.
Публикация подготовлена  19.07.2007г.
Hosted by uCoz