Экономика Германии.
Тема 2. Сходство военной экономики 1939 - конца 1941 гг с экономикой мирного времени.

Сдвиги в экономике вызванные войной

С началом войны в сентябре 1939 г. возникли решающие разногласия по вопросам развития промышленности. Гитлеровское правительство заявляло, что Германия экономически подготовлена к войне наилучшим образом. Так, государственный секретарь Имперского министерства хозяйства Ландфрид утверждал, что Германия лна этот раз обладает экономическим генеральным штабом╗( Статья государственного секретаря Ландфрида к открытию 27-й Германской восточной выставки в Кенигсберге 20 августа 1939 г. напечатана в лChronik des Krieges. Dokumente und Berichte╗, Berlin, 1940, S. 381 f.   В дальнейшем дается со ссылкой лChronik╗.), которого у нее не было в 1914 г. Имперский Министр хозяйства Функ дополнял эти высказывания указанием на то, что в течение многих лет Германия тайно вела экономическую подготовку к войне. В Германии, по его словам, был создан государственный аппарат управления, который должен был разрешать возникающие с началом войны особые военно-экономические проблемы  (Речь имперского министра хозяйства Функа в Вене, 14 октября 1939 г. (лChronik╗, S. 381 f.)). Весной 1938 г. с целью объединения всех хозяйственных ведомств в одной инстанции Функ был назначен лгенеральным уполномоченным по экономике╗; именно так он себя и называл.

Затем последовал поток законов и распоряжений, с однной стороны, и пропагандистских речей и тенденциозных статейЧс другой; все это обычно характерно для начала войны. Подробности в данном случае не интересны. Необнходимо лишь подчеркнуть три момента в направлении пубнлицистики и законодательства тех дней:

         германская пропаганда утверждала, что обычные сдвиги в экономике, вызываемые войной, якобы не имели места;

         генеральный уполномоченный по экономике был яконбы очень скоро лишен прав, которыми он наделялся именно на  случай  войны;

         против ожидания был провозглашен и проводился в жизнь лозунг лbusiness as usual╗ (лделовая жизнь, как обычно╗).

 

Прежде всего о сдвигах в экономике, вызываемых войнной. Это явление хорошо известно из прошлого и из литературы. По мнению шведского экономиста Густава Касселя, во время первой мировой войны Германии в экономиченском отношении потребовалось лпримерно 8 месяцев, чтобы преодолеть дезорганизацию, порожденную началом войны╗. На этот же раз, через 10 месяцев после начала войны, Лей хвастался тем, что лсегодня экономика снова развивается нормально, выпуск продукции не только нигде не снизился, а, напротив, на ряде предприятий резко возрос, причем не за счет расширения предприятий, а в расчете на одного рабочего╗( Воззвание Лея от 18 ноября 1939 г, (лChronib, S. 393.))

В настоящее время трудно себе представить, чтобы можно было так не замечать столь очевидных фактов. Правда, число безработных оставалось относительно небольшимЧ в декабре 1939 г. оно составляло только 180 тыс, (в декабнре 1938 г. число безработных, даже без учета Австрии и Судетской области, равнялось 456 тыс.); кроме того, в декабре 1939 г. было около 237 тыс, частично безработных.

Однако в области использования рабочей силы наиболее существенным последствием военной экономики являлось не высвобождение рабочих рук, а их отлив в армию, не сопровождавшийся эффективным использованием имеюнщихся резервов. Так, в 1940 г. количество занятых в пронмышленности Германии в ее довоенных границах было на 10% меньше, чем в 1939 г. (уменьшение числа занятых на 1 млн. человек); в 1941 г. это уменьшение удалось колинчественно возместить едва на половину за счет рабочей силы из западных и восточных областей.

 

Следует особо отметить тот факт, что наряду с отвлеченнием в армию (из числа занятых в промышленности мобинлизовано в армию в 1940 г. 1,3 млн, и в 1941 г.- около 1,7 млн. человек) число занятых женщин с 1939 по 1940 г. сократилось и даже в 1941 г. было лишь немногим больше, чем в 1939 г. В противоположность Англии здесь не было даже намека на лтотальную╗ мобилизацию рабочей силы.

Количество занятых в промышленности в 1939 Ц 1940 гг. (ы тыс.)

 

Территория

1939 г.

1940 г.

1941 г.

Мужчины

Женщины

Вместе

Мужчины

Женщины

Вместе

Мужчины

Женщины

Вместе

Германия

7619

2 520

10 139

6 792

2 446

9 238

7 051

2 546

9 597

Австрия

388

148

536

379

148

527

397

156

553

Судетская   область

187

99

286

160

88

248

153

84

237

Всего

8 194

2 767

10 961

7 331

2 682

10013

7 601

2786

10387

Источник:  лKraftebilanz des Statistischen Reichsamts╗.

Сдвиги в экономике, вызванные войной, наиболее отчетнливо проявились в такой важной отрасли промышленности, как черная металлургия. Согласно подсчетам Имперского объединения производителей стали  (Deutschlands   Gewinnung   an   Roheisen, Rohstahl und Walzwerkserzeugnissen im Jahre 1942╗, Berlin, Marz  1943.), с начала войны по август 1940 г. включительно выплавка стали в результате закрытия заводов в Сааре уменьшилась на 200Ч220 тыс. т в месяц. Это сокращение общей выплавки стали не могло быть возмещено за счет присоединения Восточной Силезии, так как в других частях Германии, особенно в важнейшей из них, в Рейнской провинции и в Вестфалии, производство стали также уменьшилось.

Чтобы получить представление о деятельности генеральнного уполномоченного по экономике, следует обратиться к статье государственного секретаря при уполномоченном по четырехлетнему плану Кернера (Статья   государственного   секретаря   Кернера   в   сборнике лDer Vierjahresplan╗, Jahrgang,   1940,  Heft I.). В этой статье Кернер требовал четкого выполнения приказов, самого строгого единоначального управления военной экономикой, теснейншего постоянного сотрудничества всех связанных с военнно-экономическими вопросами организаций   и   самоотверженной совместной работы всего народа. Бросая взгляд на прошлое, приходится констатировать, что вопреки тоталинтарной окраске, которую пытались придать экономической политике именно в области промышленности, из трех основных требований Кернера было осуществлено только последннееЧсамоотверженная работа народа (Здесь под самоотверженной работой имеется в виду интенсифинкация труда.). Первоначально предусматривалось, что единое руководство германской военнной экономикой должен осуществлять специально подгонтовленный для решения этой задачи генеральный уполнонмоченный по экономике Функ. Однако уже в декабре 1939 г.. было решено передать функции руководства военнной экономикой Герингу и образовать Генеральный экономический совет. В упомянутой статье Кернера говорилось, что подобное решение принято лпо инициативе имперского миннистра хозяйства Функа╗. Последующие годы показали, что централизованное руководство германской военной экононмикой длительное время являлось иллюзией. Лишь в дальннейшем эта система была с большим трудом постепенно заменена назначаемыми без определенного плана генеральнными уполномоченными по отдельным специальным вопросам, что само по себе не являлось новым конструктивным решением.

Описанная реорганизация отражает отход от принципа тотальной войны. Генеральный уполномоченный по экононмике ориентировался на осуществление строгого режима военной экономики с самым жестким ограничением потребнления и гражданских доходов. Это означало,  что рабонтающий в тылу должен был лнаходиться не в лучших уеловиях╗, чем солдат. От этой концепции почти ничего не останлось. Распоряжение о военной экономике от 1 сентября 1939 г. ограничивалось введением военных надбавок к ненкоторым налогам, лзамораживанием╗ заработной платы и цен, а в остальном призывало лобеспечить дальнейшее ведение регулируемой экономической жизни╗. Более отчетливо об этом заявил имперский министр хозяйства Функ в одной из речей в Вене (Речь имперского министра хозяйства Функа в Вене от 14 октября 1939 г. (лChronik╗, S. 381 f.)):

лДействительно, во время войны многое развивается инанче, чем предусмотрено, а в этой войне это происходит в особенно больших масштабах, причем в   весьма  благоприятном для Германии направлении. Поэтому ранее нанмеченные планы сейчас должны быть значительно измененны, исходя из того, что экономическая жизнь не нужндается в столь большой перестройке, как это предусмантривалось мобилизационными планами╗.

Опьянение первоначальными военными успехами привело к тому, что в Германии считали ненужным в полную силу развивать производство вооружения, надеясь обойтись без значительного напряжения сил. Ведущий немецкий экононмический журнал лДер дейче фольксвирт╗ писал даже о лвоенной экономике, предельно сходней с экономикой мирнного времени╗  (лDer Deutsche Volkswirt╗, LeitartikelЧFriedensahnliche Kriegswirtschaft, 10 November 1939.) , и считал лабсурдным╗ утверждение о том, что во время войны необходимо вполне сознательно сводить до крайнего минимума не только номинальный, но и реальнный доход народа.

Этим объясняется, что промышленная продукция Германии в целом за 1940 г. даже несколько снизилась против уровня 1939 г. и что это снижение только в 1941 г. сменинлось незначительным ростом производства (1938 г.-100 %) (Подсчеты  Германского института экономических исследований.):

1939 - 106
1940 - 102
1941 - 105
Указывая на более высокий объем промышленного пронизводства в 1941 г., надо при этом учитывать, что население Германии (без тогдашнего генерал-губернаторства Польши и протектората Богемия и Моравия) значительно увеличилось. Влияние увеличения территории может быть в известной мере исключено путем подсчета продукции на одного жителя. Судя по таким подсчетам, довоенный уровень производнства в 1941 г. далеко еще не был достигнут.
Оглавление
I. ┬тюфэр  ўрёЄ№
1. Вступление
2. Сходство военной экономики 1939 - конца 1941 гг с экономикой мирного времени.
3. Эра Шпеера.
4. ╩ряшЄрыютыюцхэш 
II.╧ЁюшчтюфёЄтю тююЁєцхэшщ
1.╤єсяюёЄртъш фы  тюхээющ яЁюь√°ыхээюёЄш
2. ╧ЁюшчтюфёЄтю уюЄютющ тюхээющ яЁюфєъЎшш
  3. ╬ёюсхээюёЄш яЁюшчтюфёЄтр ёрьюы╕Єют
 

  4. ╬ъюэўрЄхы№э√х шЄюуш ¤Ё√ ╪яххЁр
 
   
   
Публикация подготовлена  15.07.2007г.
Hosted by uCoz