Экономика Германии.

 Эра Шпеера

Производство вооружения

Теперь, когда мы проанализировали предпосылки для производства вооружения, сложившиеся в 1941—1944 гг. (организация управления промышленностью, рабочая сила, инвестиции, состояние военной экономики в целом), рассмотрим непосредственно производство вооружения. При этом необходимо еще раз подчеркнуть различие между отраслями промышленности, занимающимися субпоставками (эти отрасли организованы в ринги), и отраслями, производящими готовую военную продукцию (организованны в комитеты). Общие большие затруднения в росте производства вооружений, как установлено, возникали не из-за «производственных факторов». Ниже будет показано, что с начала 1942 г. до середины 1944 г. Германии удалось достигнуть значительного роста военного производства.

Субпоставки для военной промышленности
Тема 1. Общая характеристика

Вся сложность проблемы субпоставок для военной промышленности Германии впервые обнаружилась после 1942 г. Основное положение, что определенные производственные процессы на последней стадии производства зависят от поставок готовых частей со стороны других отраслей промышленности, было известно еще с довоенного времени.

Уже тогда только готовые для сборки части, полученные от других отраслей промышленности, составляли почти 1/s стоимости готовой продукции.

Однако и после 1942 г., во время разгара военного производства, все внимание было приковано к готовой продукции. Это означало больше танков, больше самолетов, больше оружия. Перед заводами, занимавшимися окончательной сборкой, ставились все большие производственные задачи.

Вполне естественно, что эти предприятия, стоявшие на «переднем крае», искали помощи и сами все больше ограничивали свою деятельность сборкой, пытаясь переложить всю предшествующую сборке работу на другие заводы. Подобные стремления быстро натолкнулись на ограниченность производственных мощностей субпоставщиков. Если, например, комитет по танкам требовал больше моторов, цепей, танковых башен, оптических приборов и танковых пушек, то эти требования еще можно было удовлетворить. Но поскольку многие комитеты посылали завышенные заявки (так как от них также требовали увеличения выпуска продукции), у субпоставщиков не хватало мощностей для их выполнения. С 1942 г. до середины 1944 г. отрасли промышленности, занимавшиеся субпоставками для военной промышленности, значительно увеличили производство. Это факт, но в связи с недостатком статистических данных он может быть подтвержден лишь косвенно ростом производства готовых изделий. Можно привести следующий характерный пример.

Производство военных материалов в промышленности точной механики и оптики (материалов, представлявших, собой почти исключительно субпоставки для других предприятий)  в указанный период возросло почти в 4 раза. В середине 1944 г. в этих отраслях промышленности, работавших все же не только для военной промышленности, насчитывалось около 50 тыс. предприятий с 4 млн. рабочих. Уже эти цифры—прежде всего большое число предприятий— говорят кое-что о трудностях, препятствовавших точному планированию в этих отраслях. Отрасли промышленности, работавшие на военное производство, включали предприятия различных хозяйственных групп; к ним относятся: машиностроение, электротехника, точная механика и оптика, облагораживание материалов, литейное производство, черная металлургия и производство жести, часть промышленности металлообработки, керамической и деревообрабатывающей промышленности, химической и целого ряда других отраслей.

Несмотря на объединение в рингах, находившихся под техническим и производственным контролем Управления военных поставок, планирование было слабым в особен­ности от того, что важнейшие предпосылки любого планирования-соответствующие ревизии этих отраслей и их постоянный статистический контроль-были еще слабо развиты. Даже в 1944 г. в Германии никто не знал, сколько рабочих часов расходовалось для производства одного танка «Тигр». И это в тот период, когда проблема рабочей силы являлась проблемой все возрастающей сложности!

Развитие производства оптических приборов и изделий точной механики (в тыс. часов, затраченных на производство)

 

Рабочий комитет

Всего

А

Б

В

Г

1942 г., июль

180

100

480

210

970

1943 г., январь

250

210

560

490

1510

1943 г.. июль

690

430

740

610

2470

1944 г., январь

1000

510

680

670

2860

1944 г., июль

1870

910

540

410

3730

А—оптические прицелы для пулеметов, перископы, панорамы башеииых орудий, оптика для танков, прицелы оптические.

Б—прицельные приспособления для пулеметов, угломеры-квадранты, оптические прицелы, станины, буссоли, квадранты.

В—дальномеры (для пехоты, зенитной артиллерии, танков, войсковые).

Г—прицельные приспособления для бомбометания, оптические трубы для авиационного вооружения, приспособления для аэрофотосъемки, прожекторы для установления на самолетах.

Исто ч н и к: Расчеты Управления военно-хозяйственного планирования.

Тема 2. Формы субпоставок

Изучение существовавших взаимосвязей показало наличие многообразия форм снабжения военной промышленности, которые требовали также различных форм планирования.

1)        Исходные материалы, например сталь, поставлялись как полуфабрикаты. Такого рода поставки назывались «предварительными поставками». Не было необходимости их планировать по количеству конечного продукта, так как производство основных видов сырья и материалов и без того шло с полной загрузкой мощностей.

2)        В промышленности была широко распространена система передачи отдельных работ мелким предприятиям (таких работ, как сверление, фрезерование, резание и т. д.). Создание такого «удлиненного станка» не представляло собой проблемы, так как деятельность привлеченных вспомогательных предприятий осуществлялась в тесной связи с основным предприятием и они производили обработку материалов этого основного предприятия. Подобный круг деятельности носил название «подпоставки».

3)        «Субпоставки» в полном смысле этого слова имели место в тех случаях, когда предприятие другой отрасли промышленности поставляло предприятию, изготовлявшему конечный продукт, готовые для сборки части, например: покрышки автомобильным предприятиям, колесные пары паровозостроительным заводам, моторы танковым заводам и т. д.

4)        При этом необходимо различать две формы субпоставок: «конструктивно связанные» и «общего назначения». «Конструктивно связанными» субпоставками были, например, поставки корпусов для танков, то есть поставок, пригодных лишь для танков, моторов для самолетов (моторов, не пригодных для автомобилей), прицельных приспособлений для орудий и многое другое. Уже по способу производства этих изделий в большинстве случаев можно было определить узко определенный и ограниченный характер  их использования. Субпоставки общего назначения (обычные части, распространенные в торговле) могли быть использованы во многих отраслях. К такого рода субпоставкам относились, например, болты, подшипники и др. Производитель таких материалов, как правило, не знает, для кого предназначена его продукция, а потребитель из промышленности заказывает такие изделия не для выполнения определенного заказа,

а) для того, чтобы время от времени пополнять  заводские запасы.

6) Наконец, в этой связи следует назвать еще так называемые имперские субпоставки, которые характеризовались особой формой оформления заказа. Государство закупало материалы для многих окончательных процессов производства, а также для ремонта в централизованном порядке. Затем эти материалы, например моторы, бесплатно передавались потребителям.

Тема 3. Планирование субпоставок

Как видим, провести даже различие в понятиях всех видов субпоставок было непростым делом. Но как только оно было осуществлено, принципы планирования, которые следовало применять, выявлялись почти сами собой. О предварительных поставках и под-поставках речь шла выше. При их планировании не возникло особых затруднений. Они даже помогали сузить проблему собственно планирования. Конструктивно связанные субпоставки должны были планироваться в тесной связи с соответствующим процессом завершения производства, чего в Германии, как правило, не было. В частности, не соблюдались количественные пропорции между конечным продуктом и поставляемыми частями. Бывали, например, случаи, когда для готовых танков не хватало пушек или оставались лишними танковые башни, так как для запланированного монтажа их потребовалось меньше, чем предусматривалось раньше. Еще сложнее обстояло дело с согласованием поставок во времени. Для производства некоторых изделий, необходимых для последующей сборки, требовалось больше времени, чем для производства конечного продукта. Например, если планирование производства орудийных прицелов и орудий совпадало по срокам изготовления, то неизбежно наступало такое положение, когда орудия были готовы в соответствии со сроками, но без необходимых прицелов.

Еще одна сложность заключалась в частой смене типов конечной продукции. При немецкой основательности и при имевшем место в войне 1939—1945 гг. «авторитарном» руководстве происходили частые изменения конструкции оружия, находившегося в массовом производстве, что вело к образованию «благородного лома», то есть к бесполезной затрате дефицитных материалов и драгоценного рабочего, времени. При этом каждое  такое  изменение  выдавалось руководителями   комитетов  за   «указание  фюрера»   (если-даже оно таковым не являлось или было лишь случайно брошенным замечанием со стороны руководства). Только в конце весны 1944 г. вышло распоряжение, запрещающее производить текущие изменения в оружии и других военных материалах, находившихся в массовом производстве.  Но в то время такое распоряжение было слишком запоздалым и не могло уже привести к установлению порядка в указанной области производства

Тема 4. Попытки  упорядочения   снабжения

      Попытки  навести порядок в снабжении предпринимались в двух направлениях. Во-первых, важнейшие   конструктивно  связанные субпоставки отчасти обеспечивались посредством получения так называемых «контингентов», что было возможно осуществлять без затруднений на базе поштучных листов(Работа Имперского  управления по железу н стали, которое составило подробный справочник по этому вопросу.).Однако до решающего поворота в военном производстве; в июле 1944 г. эта работа ни в коей мере не была доведена до конца.

Второе направление заключалось  во всеобщей  нумерации продукции(Упрощенная   всеобщая нумерация  продукции,   подготовленная отделом отчетности в области машиностроения,  по окончании войны находилась у министра вооружения н военного производства»; Всеобщая  нумерация продукции  была направлена на  обеспечен «всеобщего планирования».). Если каждый конечный продукт будет, пронумерован, а заказчик передаст свои номера субпоставщикам, то таким образом должна возникнуть возможность статистического   контроля   над  исполнением  заказа.   Эта нумерация продукции в форме «имперской нумерации товаров» и упрощенного «перечня номеров военной продукции» была подготовлена отделом отчетности в области машиностроения, являвшимся центральной организацией, ведущей картотеку в Министерстве вооружения и военного производства. Эта нумерация, однако, так и не была введена до конца войны.

Вместе с нумерацией, связанной с конечным продуктом и его частями, должна была быть разрешена еще одна проблема планирования субпоставок-различная глубина производственных  процессов на разных предприятиях

Суть дела проста. В то время, когда некоторые производители конечных продуктов ограничивались только сборкой, другие обеспечивали некоторые производственные процессы, предшествующие сборке, и производили сами многие из тех деталей, которые прочие предприятия получали в качестве субпоставок. В этих условиях контрольные цифры, например, в области использования рабочей силы для предприятий, если они в каждом отдельном случае не в одинаковой степени охватывали различные стадии производства, были различными. В результате этого руководителю комитета трудно было оценить действительное положение. Это как раз и имело место. Так, при опросе в августе 1943 г.( «Ermittlungen des Planungsamtes», 1944) в автомобильной промышленности выяснилось, что на заводе Форда на производство трехтонного грузового автомобиля необходим был труд одного рабочего в год, а на заводах Опеля—трех рабочих в год. Возможно, заводы Форда были несколько сильнее оснащены новой техникой, чем заводы Опеля. Но различие в основном объясняется тем, что Форд занимался только сборкой, а Опель имел собственную литейную и изготовлял сам многие необходимые части. Единообразное ограничение степени охвата производственных процессов для всех предприятий какого-либо комитета наблюдалось лишь как исключение, например, в производстве железнодорожного подвижного состава. Но, как правило, проблема глу­бины производственных процессов или вообще выпадала из поля зрения или, во всяком случае, не была решена. Таким образом, в рассматриваемый период в этой области ограничивались полумерами или грубыми увертками. Из специальных работ по планированию производства авиационного вооружения было известно, что в этой отрасли на предприятиях, осуществляющих предварительные поставки и субпоставки, было занято примерно столько же рабочих, как и на предприятиях, осуществляющих производство конечного продукта. Эта пропорция была положена в основу также в большинстве других отраслей военной промышленности.

Тема 5. Заводы субпоставщиков-объекты воздушных бомбардировок

Несмотря на все трудности, описанные выше, промышленность, работавшая над выполнением заказов военных заводов,  хорошо выдержала тяжелое испытание в период с 1943 г. до середины 1944 г. Англо-американская авиация, стремясь нащупать наиболее слабые места в военном производстве Германии, удар по которым мог бы при­вести к нарушению всего снабжения военными материалами, осенью 1943 г. и весной 1944 г. подвергла бомбардировке специальные предприятия, занимавшиеся субпоставками для военной промышленности. В соответствии с известным «законом минимума», согласно которому слабейшее звено цепи определяет ее общую прочность, англо-американцы надеялись подорвать в целом военное производство Германии. С этой целью они стремились вывести из строя некоторые специальные предприятия, продукция которых была необходима для многих предприятий военной промышленности. Это особенно касалось шарикоподшипниковых заводов. Производство шарикоподшипников концентрировалось на небольшом числе заводов, потребность же в шарикоподшипниках была велика во всех отраслях военной промышленности (самолетостроение, производство танков, автомобилей, тягачей, судостроение и т. д.). Первые налеты англо-американской авиации на заводы шарикоподшипников были опустошительными, и в английских специальных журналах (например, в «Экономисте») утверждалось, что в этой хотя и небольшой, но важнейшей отрасли производства Германия исключена как производитель.

Среднемесячное производство шарикоподшипников в Германии (в млн. шт.)

1943

1944

Январь

 

Январь

6,9

Февраль

 

Февраль

5,7

Март

8,5

Март

5,0

Аперль

 

Аперль

3,8 (миним.)

Май

 

Май

5,3

Июнь

 

Июнь

6,7

Июль

9,1 (макс.)

 

 

Август

8,3

 

 

Сентябрь

8,2

 

 

Октябрь

7,3

 

 

Ноябрь

7,9

 

 

Декабрь

7,6

 

 

Источник: «Statistische Schnellberichte zur   Kriegspro duktion».

     В течение нескольких месяцев производство шарико­подшипников упало почти на 40% и оправилось после этого падения в рассматриваемый период лишь постепенно. Потребители выходили из положения путем резкого сокращения потребления, путем мобилизации всех имеющихся складских запасов межзаводского обмена и за счет собственного производства шарикоподшипников упрощенной конструкции, как это имело место на предприятиях точной механики и оптики. Кроме того, снова было начато производство на запасных предприятиях, часть которых была наиболее защищена от воздушных налетов.

До июля 1944 г. 50% всех машин было обеспечено шарикоподшипниками прежних шарикоподшипниковых заводов.

Оглавление
I. Вводная часть
1. Вступление
2. Сходство военной экономики 1939 - конца 1941 гг с экономикой мирного времени.
3. Эра Шпеера.
4. Капиталовложения
II.Производство вооружений
1.Субпоставки для военной промышленности
  • Общая характеристика
  • Формы субпоставок
  • Планирование субпоставок
  • Попытки  упорядочения   снабжения
  • Заводы субпоставщиков-объекты воздушных бомбардировок
2. Производство готовой военной продукции
3. Особенности производства самолётов

  4. Окончательные итоги эры Шпеера
 
   
   
Публикация подготовлена  19.07.2007г.
Hosted by uCoz