Экономика Германии.

 Эра Шпеера

В феврале 1942 г. в результате несчастного случая погиб министр вооружения и боеприпасов инженер Фриц Тод. Вместе с назначением вскоре после этого в качестве его преемника архитектора Альберта Шпеера началась новая эра германской военной промышленности - ее действительный подъем, являвшийся насущной необходимостью в сложившейся военной обстановке. Этот подъем явился прежде всего результатом новых методов руководства промышленностью.

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОИЗВОДСТВА ВООРУЖЕНИЯ

Тема 6. Производство готовой военной продукции
Общая характеристика.

Несмотря на неполадки в организации и различные трудности в работе предприятий, завершающих выпуск вооружения и военных материалов, в период с 1942 г. до середины 1944 г. военное производство весьма успешно развивалось. Это относилось прежде всего к выполнению производственных программ некоторых комитетов и рингов. На разных предприятиях с одинаковой производственной программой существовали значительные различия в затратах рабочего времени, что приводило к общей экономии рабочего времени за счет приближения всех затрат рабочего времени к лучшим показателям. Затраты материалов на единицу продукции в период регулирования производства со стороны военных властей были весьма высоки. Это объяснялось только тем, что на рынке все еще имелось много изделий металлообрабатывающей промышленности не военного назначения. Наконец, было также проведено ограничение количества типов изделий прежде всего в производстве вооружения и военных материалов.

Следующий важный шаг был сделан с осуществлением «разблагораживания» готовой продукции. Дело в том, что требования представителей вермахта насчет точности произведенных изделий в большинстве случаев были завышенными. Было решено умышленно не обращать внимание на внешнее оформление готовых изделий, чему раньше придавалось большое значение. Снова стали придавать значение таким вопросам, как определение времени, необходимого для выпуска готовой продукции после получения заказа. Например, при производстве танков этот период составлял 9 месяцев, для большинства видов оружия - от 3 до 6 месяцев,  Для самолетов—около 8 месяцев и т. д. Путем сокращения сроков изготовления продукции достигался такой же эффект, как если бы производственные мощности соответствующей отрасли промышленности  были  расширены  путем  нового строительства.

В общем и целом с 1942 г. до середины 1944 г. в Германии был достигнут значительный рост производства: военной продукции.

Выраженное в индексах развитие военного производства по месяцам показывает следующую картину:

Индекс военного производства в Германии (физический объем январь/февраль 1942 г.=100)

 

1942

1943

1944

Январь

103

182

241

Февраль

97

207

231

Март

129

216

270

Аперль

133

215

274

Май

135

232

285

Июнь

144

226

297

Июль

153

229

322 (макс.)

Август

153

224

 

Сентябрь

155

234

 

Октябрь

154

242

 

Ноябрь

165

231

 

Декабрь

181

222

 

Среднемесячный

142

222

 

Источник: Расчеты   Управления военно-хозяйствеиного планирования.

С начала 1942 г. до середины 1944 г. военное производство Германии выросло более чем в 3 раза; по сравнению с началом 1941 г. оно выросло почти в 5 раз. Некоторые дополнительные сведения, характеризующие развитие военного производства, таковы: объем военного производства в стоимостном выражении в начале 1942 г. составлял около 1 млрд.  рейхсмарок в месяц, что соответствует, по существовавшим в металлообрабатывающей промышленности нормам, 1 млн. занятых рабочих. В июле 1944 г. объем промышленного производства достиг 3 млрд. рейхсмарок в месяц. Теоретически для обеспечения такого объема производства необходимо 3 млн. человек. В действительности число занятых рабочих в военном и связанном с ним производстве возросло далеко не так сильно.

Таким образом, преимущество военного производства перед гражданским было закреплено.

Доля вооружения и военных, материалов в общем промышленном производстве непрерывно и постоянно повышалась. Она составляла (в %):

 

 

1942

22,5

1943

31,1

1944

39,8

Военной продукции, произведенной только в одном 1944 г., могло бы хватить для полного вооружения 225 пехотных и 45 танковых дивизий.

Потребности действующей армии в оружии непрерывно возрастали. Все вновь созданные формирования, так же как уже давно действующие воинские части, все больше и больше нуждались в вооружении и военных материалах.

Военное производство увеличивалось в широких масштабах. В конце 1942 г. не было ни одной отрасли военной промышленности, в которой не производилось бы вооружения в значительно больших количествах, чем к началу года, а в 1943 г. общий выпуск военной продукции опять таки был больше, чем в 1942 г.

 

Таблица "Среднемесячный объём производства важнейших видов вооружения (январь - февраль 1942г. - 100%)" исключена по причине плохого качества первоисточника.  Источник: «Indexziffer des Planungsamtes».

С начала 1944 г. развитие военного производства дифференцировалось. Рост производства в некоторых отраслях военной промышленности был намного большим, чем в других; например, по сравнению с началом 1942 г. производство танков возросло в 5 раз. Артиллерийско-стрелковое вооружение и боеприпасы также производились в значительно больших количествах. Их производство возросло по сравнению с уровнем на начало рассматриваемого периода в 3 раза. Производство самолетов и полугусеничных тягачей возросло примерно в 2,5 раза по сравнению с началом 1942 г. Даже такие «отстающие» отрасли, как производство военно-морского оружия и автомобилей, были на более высоком уровне, чем перед реорганизацией военной промышленности весной 1942 г.

Не только военная промышленность в целом, но и отдельные ее части превратились в крупные отрасли. промышленности. В апогее своего развития, в середине 1944 г., стоимость произведенной продукции в авиационной промышленности достигла более 1,4 млрд. рейхсмарок, стоимость произведенных в течение месяца боеприпасов равнялась почти 0,75 млрд. рейхсмарок; танков и оружия—примерно по 0,25 млрд. рейхсмарок. Даже в запущенной автомобильной промышленности, предприятия которой стали производить прежде всего танки и оружие, а также части для самолетов, боеприпасы и многие другие изделия «чужого профиля», было достигнуто значительное увеличение производства грузовых автомобилей по сравнению с довоенным уровнем.

Различный темп роста производства в отдельных отраслях военной промышленности, естественно, привел к существенным изменениям в структуре производства.

Таблица "Месячное производство важнейших видов вооружения  и военных материалов (в стоимостном выражении)" исключена по причине плохого качества первоисточника.  Источник: «Rflstungslndex des Planungsamtes».

 

Так, в течение всей войны производство самолетов по стоимости продукции бесспорно стояло на первом месте. Это была, как и в других воюющих странах, наиболее дорогостоящая часть вооружения, требующая наибольших затрат. Но доля авиации в 1942/43 г. несколько уменьшилась, так как другие отрасли, прежде всего производство боеприпасов, потребовали большего количества рабочих, машин, сырья. Доля артиллерийско-стрелкового вооружения, а в особенности доля танков, также увеличилась. Значение судостроения уменьшилось.

Доля производства пороха в общей стоимости вооружения и военных материалов с 1942 г. до середины 1944 г. почти не изменилась, что приводило иногда к стремлению рассматривать движение производства пороха в качестве «основного индекса» всего военного производства. Такая точка зрения, вероятно, имела в себе рациональное зерно. Это положение аргументировалось следующим образом: порох является «неотъемлемым элементом» для любого оружия, поскольку в конечном итоге речь идет о том, чтобы вызвать разрушения в расположении противника. Но эти разрушения вызываются действием пороха и других взрывчатых веществ,  а все оружие является лишь подсобным средством, предназначенным для того, чтобы  доставить разрушительный  груз  до объекта разрушения. Поэтому порох и другие взрывчатые вещества являются всеобщим, военным товаром, подобно тому как каменный уголь можно назвать всеобщим промышленным товаром. С 1942 г. до середины 1944 г. действительно можно было рассматривать производство пороха как основной показатель германского военного производства. Но в критические месяцы второго полугодия 1944 г., как и в 1940 г., наблюдались значительные колебания в уровне производства пороха. В 1941 г. доля пороха в общем военном производстве была значительно выше, чем в 1942—1944 гг., а с середины 1944 г. - значительно ниже.

Если в одной из отраслей военного производства и достигалась особенно большое увеличение доли в общей военной продукции, то через небольшой промежуток в какой-­либо другой отрасли добивались еще больших   успехов. Эти кратковременные перемещения между отдельными отраслями военной промышленности свидетельствуют о том, что даже в годы подъема руководители германской промышленности были вынуждены браться за решение наиболее важных производственных задач,  так как одновременное выполнение всех требований далеко превосходило бы производственные возможности. Это наиболее ясно видно не столько при анализе положения в крупных отраслях военной промышленности в целом (данные о которых представляют собой все-таки грубые оценки о поступающих, выпускаемых и далее обрабатываемых изделиях), сколько при рассмотрении производства отдельных изделий, являвшихся в соответствующих обстоятельствах основой важных программ вооружения.

   

 

  Программы и основные звенья производства.
 

В военное время одна программа вооружения следует за другой.; Содержание некоторых из этих программ, по крайней мере; в своих основных пунктах, доводилось в пропагандистских целях до сведения общественности. Так было со знаменитой  программой Гинденбурга в 1917 г. Другие программы вооружения играли только внутренне важную роль, третьи оставались лишь на бумаге, никогда не выполнялись даже частично и по истечении некоторого времени были забыты.

  Таблица "Доля  производства важнейших видов вооружения  и военных материалов в общем военном производстве (в процентах к общей стоимости)" исключена по причине плохого качества первоисточника.  
 

Были, наконец, и фальшивые программы, составлявшиеся заинтересованными предпринимателями без разрешения военного руководства. Эта последняя форма «программ» наиболее часто встречалась в прошедшей войне. Ответственные лица пытались добиться осуществления своих корыстных целей при помощи разговоров о «распоряжении фюрера», даже в тех случаях, когда в гитлеровской ставке было брошено в разговоре какое-либо случайное замечание о важности того или иного вида  вооружения.

Было бы заманчивым написать историю прошедшей войны на основе рассмотрения отдельных программ вооружения, составленных при соответствующих обстоятельствах. В этом случае как в зеркале отразились бы все те принципы, из которых исходили в своих решениях руководители. Однако такое общее описание далеко выходит за рамки задач данной книги, так как пришлось бы коснуться многих военных вопросов. Для понимания же того, как развивалась военная промышленность, достаточно ограничиться некоторыми примерами, которые дают возможность понять принципы управления производством.

Если в 1942 г. на переднем плане все еще стояло производство наступательного оружия, а также необходимых для него боеприпасов, то с 1943 г. становилось все яснее, что Германия должна перейти от ведения наступательной войны к обороне. Программы обороны, составленные на основе учета этого обстоятельства, предусматривали соответствующую переориентировку производства. Этот поворот можно было видеть на всех участках промышленного производства.

В области танкостроения поворот означал прежде всего отход от производства собственно танков в пользу увеличения производства различных самоходных установок и противотанковых орудий. Для пояснения приводим некоторые данные. В начале 1942 г. ежемесячно производилось примерно 350 танков и только около 50 штурмовых орудий и ни одной самоходной установки. В начале 1944 г. производство самоходных установок было увеличено, и в середине 1944 г. наряду с 800 танками, ежемесячно покидавшими сборочные цехи, производилось в то же время 600 штурмовых орудий и 200 самоходных установок.

 

Проявление этого поворота в области производства другого вооружения, в особенности артиллерийского, было очевидным. Не говоря уже о росте числа артиллерийских орудий, производившихся для самоходных установок (Самоходные установки (у нас - самоходно-артиллерийские установки САУ) предназначены для борьбы с танками противника), выпускалось в большом количестве как очень важное для оборонительных боев оружие - противотанковые пушки (Пак-40).

 

Производство пушек возросло особенно сильно с 3 в феврале 1942 г. до не менее чем 1000 в летние месяцы 1944 г. В последнее время доля этого вида оружия в общем производстве тяжелого пехотного оружия составляла свыше 50%.

 

Показателем выполнения программы обороны является рост производства зенитных орудий. С 1942 г. до середины 1944 г. произошло увеличение производства 20-мм зенитных орудий в 3 раза; началось производство самого крупного зенитного орудия (128-мм) при одновременном увеличении выпуска 105-мм зенитных орудий (январь 1942 г.- 12, июль 1944 г.-92).

 

 

Важнейшим показателем того, как осуществлялась программа обороны, является производство самолетов-истребителей. Но об этом мы будем еще писать особо, так как с точки зрения организации производства самолетостроение в Германии  находилось  в особом положении.

Широкая программа перевооружения осуществлялась в 1944 г. под названием «программы вооружения пехоты». Становилось все более ясным, насколько высока оснащенность автоматическим оружием пехоты противника. Немецкая пехота уступала противнику в силе огня, так как бойцы Советской Армии располагали таким отличным оружием, как советские автоматы, а у западных держав было больше, чем у немцев, автоматического стрелкового оружия и пулеметов. У немецкой же пехоты главным оружием по-прежнему оставалась винтовка 98, существовавшая более 40 лет. Для того чтобы хотя бы частично ликвидировать это превосходство противника, был предусмотрен значительный рост производства стрелкового оружия. Этим объясняется введение в производство автоматической винтовки (в середине 1943 г. производилось 100 шт. в месяц, а в августе 1944 г.—уже 30 тыс. шт.), увеличение вдвое производства пулеметов в течение года, введение в производство огнеметов «Фм. В. 41» и увеличение их выпуска в 7 раз и т. д.

Развитие производства боеприпасов в основном отражало рассмотренное выше развитие производства вооружения. В рамках программы обороны был осуществлен сильный рост производства боеприпасов для противотанковой артиллерии и танковых пушек. В период с 1942 по 1944 г. производство боеприпасов для этих целей возросло в 4 раза, а по сравнению с 1942 г.—даже в 20 раз; удвоилось производство боеприпасов для легкой зенитной артиллерии. Примерно такой же рост имел место в производстве боеприпасов для крупнокалиберной зенитной артиллерии и т. д. В связи с осуществлением программы вооружения пехоты возросло производство боеприпасов для автоматов и пулеметов. В стоимостном выражении доля производства боеприпасов для стрелкового оружия в общем производстве боеприпасов возросла с 6% в начале 1942 г. до 24% в августе 1944 г. Старопрусский принцип экономии боеприпасов («каждый выстрел - в цель») был, по крайней мере частично, подвергнут ревизии, поскольку стали применять массированный огонь. Говоря о производстве боеприпасов, необходимо прежде всего упомянуть о введении в производство противотанкового оружия—фауст-патронов. Впервые их производство было начато в августе 1943 г., когда было выпущено 8 тыс. фауст-патронов. В мае 1944 г. их было произведено уже 400 тыс.

Интересна также программа  производства  подводных лодок. Массовое производство в области военно-морского строительства было ограниченным: до 1943 г. это строительство в отличие от других отраслей военной промышленности не было даже в ведении министерства Шпеера. Все же в военно-морском строительстве внимание заблаговременно было сконцентрировано на мероприятиях по строительству подводных лодок. Однако надежды, вызванные первоначальными успехами подводного флота, не оправдались, так как улучшенная и усиленная оборона противника против подводных лодок (обнаружение лодок в море, использование радарных установок,  поражение лодок глубинными бомбами) привела к резко возросшим потерям. Несмотря на это, продолжали все же придерживаться установившегося  ритма производства подводных лодок, ибо постоянное использование подводных лодок даже в небольшом количестве связывало большие силы противника. В 1944 г. строительство подводных лодок было начато по совершенно новым принципам, были сконструированы новые типы подводных лодок. Подводные лодки пускались в серийное производство по чертежам, без предварительного изготовления опытных образцов; в результате этого до середины 1944 г. было построено значительно большее количество подводных лодок. С середины 1944 г. добрых 2/3 судостроения сконцентрировалось на производстве подводных лодок. От строительства крупных военно-морских судов совершенно отказались.

Обычно, правда, выполнение одной программы вооружения вскоре наталкивалось на необходимость выполнять новую, в результате чего, как и в других отраслях экономики, наступала «инфляция первоочередности»; в военном производстве при выполнении какой-либо программы также все чаще сталкивались с ограниченностью производственных мощностей, используемых для осуществления других программ вооружения. Некоторое время пытались выйти из такого положения за счет назначения уполномоченных по некоторым особенно важным отраслям военного про­изводства, но вскоре наступило также «перепроизводство» подобных  уполномоченных.  Когда же попытались путем отмены первоочередности перейти к настоящему планированию, то было уже слишком поздно.

Прежде чем перейти к рассмотрению развития экономики в последний период войны, необходимо коротко остановиться на авиационной промышленности, в области развития которой постоянно существовал избыток всевозможных программ.

Оглавление
I. Вводная часть
1. Вступление
2. Сходство военной экономики 1939 - конца 1941 гг с экономикой мирного времени.
3. Эра Шпеера.
4. Капиталовложения
II.Производство вооружений
1.Субпоставки для военной промышленности
2. Производство готовой военной продукции
  • Общая характеристика
  • Программы и основные звенья производства.
3. Особенности производства самолётов

  4. Окончательные итоги эры Шпеера
 
   
   
Публикация подготовлена  13.03.2008г.
Hosted by uCoz