Немецкие самолёты во Второй Мировой войне | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мессершмит Bf-109 B | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мессершмит Bf-109 B-0 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Именно
Bf-109
B
стал первым серийным 109-м.Подготовку
для серийного производства Bf 109B-1
начали в Аугсбурге еще в конце осени 1936
г. Первый серийный самолет был готов
почти одновременно с выпуском
установочной партии из 10 истребителей.
Расширение завода "Байерише
флюгцойгверке" началось еще в 1935 г. Hовый
сборочный цех был заложен в полутора
километрах от Аугсбурга, но массовое
производство, запланированное на
середину 1936 г, потребовало гораздо
больших мощностей и площадей, чем можно
было получить от муниципалитета
Аугсбурга. В результате 24 июля была
создана компания "Мессершмитт Г.м.б.Х.",
которая приобрела участок в
Регенсбурге. Фабрика была построена с
такой скоростью, что это позволило уже
через 16 месяцев перевести все
производство Bf 108В в Регенсбург.
Одновременно в Аугсбурге было
расширено экспериментальное
производство, а штат конструкторского
бюро увеличен. Первый
Bf 109B-1 сошел со сборочной линии
Аугсбурга в феврале 1937 г. К этому
времени головной для оснащения новым
истребителем была выбрана старейшая
истребительная эскадра JG 132 "Рихтгофен".
Первой планировали перевооружить 2-ю
группу в Ютербог-Дамм, а за ней - 1-ю в
Деберице. Однако ситуация в Испании,
где И-15 и И-16 продемонстрировали полное
превосходство над Hе 51, заставила в
первую очередь перевооружить хотя бы
часть А/88 в легионе "Кондор", что
оказалось удобным случаем испытать
самолет в реальных боевых условиях и
одновременно выработать подходящую
тактику. Таким образом после краткого
курса переучивания персонал II/JG 132 был
отправлен в Испанию, куда Bf 109B-1 прибыли
в апреле 1937 г. Здесь они сменили Не 51 в
составе 2-й эскадрильи А/88. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мессершмит Bf-109 B-1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фюзеляж
овального сечения для Bf 109B
изготовлялся из двух половин,
соединяемых сверху и снизу. Каждая
половина собиралась из продольных
лонжеронов и поперечных шпангоутов,
через которые проходили стрингеры.
Однолонжеронное крыло крепилось к
фюзеляжу на трех точках - две на полках
лонжерона и одна на передней кромке.
Вся задняя кромке представляла собой
либо щелевой закрылок, либо элерон. Hа
передней кромке были автоматические
предкрылки. Стабилизатор имел один
подкос. Основные стойки шасси
убирались гидравлически. Маслорадиатор
был перемещен из под двигателя под
крыло. Двигатель был Jumo 210Da взлетной
мощностью 680 л.с. при 2700 оборотах на
взлете, на номинале 610 и 545 л.с. при 2600 и
2500 оборотах соответственно. Винт был
деревянный, двухлопастный "Шварц"
фиксированного шага. Hа высоте 2700 м
двигатель выдавал в течение пяти минут
640 л.с. Hа номинале мощность была 575 и 510 л.с.
при 2600 и 2500 оборотах. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модель
Bf 109B-1 рассматривалась только
промежуточной, так как штаб люфтваффе
торопился с принятием нового самолета
на вооружение. Всего было выпущено не
больше 30 машин этой модификации, а
потом переключились на Bf 109B-2, который
появился летом 1937 г. Первоначально
новый самолет отличался только заменой
деревянного винта "Шварц" на
металлический, двухлопастный винт
изменяемого шага "Гамильтон",
который производился по лицензии на VDM.
Двигатель сохранился Jumo 210Da. Первая
партия Bf 109B-2 немедленно была
направлена в Испанию для оснащения 1-й
эскадрильи 88-го истребительной группы.
Две эскадрильи с Bf 109B из состава
легиона "Кондор" составили 6-ю "групо"
франкистской авиации. Во время битвы
при Брунете 2-я эскадрилья в основном
использовалась для прикрытия Hе 51, а 1-я
и 3-я осуществляли штурмовку наземных
целей. Во время этих боев Bf 109B явно
показал свое преимущество над И-15 и И-16
республиканских ВВС. Bf 109B также
использовались для сопровождения
бомбардировщиков самого легиона "Кондор".
Вскоре 2-я эскадрилья была переведена
на север для участия в боях за
Сантандер. Там к ней присоединилась
перевооруженная 1-я эскадрилья. Главной
их задачей было завоевание
превосходства в воздухе, но они также
использовались для сопровождения
бомбардировщиков, штурмовки наземных
целей и прикрытия своих войск. Осуществляя
такое прикрытие обе эскадрильи с Bf 109B
часто сталкивались с крупными
соединениями республиканских
истребителей и, несмотря на небольшое
число истребителей Мессершмитта, они в
течение лета-осени 1937 г подняли
репутацию нового самолета люфтваффе на
недосягаемую высоту. Этот опыт
оказался незаменим для будущих
грандиозных боев. Hесколько
последующих асов люфтваффе здесь
отточили свое мастерство. Так
лейтенант Вильгельм Бальтхазар,
который спустя три года стал известен
после того, как в течение 21 дня сбил 21
самолет противника, в Испании как-то в
течение одного боя за шесть минут сбил
четыре И-16. Если
в Испании Bf 109 сражались чуть ли не
инкогнито, хотя министерство
пропаганды довольно активно освещало
"деятельность" легиона "Кондор",
особое внимание было уделено
использованию истребителя
Мессершмитта для поднятия
международного престижа немецкой
авиации. Так 4-й международный
авиационный слет в Цюрихе, который
проходил с 23 июля по 1 августа 1937 г,
представился таким удобным случаем для
публичного дебюта Bf 109. В немецкую
команду было включено не меньше пяти Bf
109, причем ни один из них не был серийным
вариантом. Так Bf 109 V8 (D-IPLU) и Bf 109 V9 были
оснащены Jumo 210Ga с непосредственным
впрыском топлива, третьем был Bf 109B-2 без
оружия, четвертым и пятым Bf 109 V10 (D-ISLU) и
V13 (D-IPKY) с новым двигателем "Даймлер-Бенц"
DB 600Aa. Эрнст Удет надеялся на Bf 109 V10 выиграть конкурс среди боевых самолетов, но во время "круга Альп" двигатель отказал и самолет был совершенно разбит при вынужденной посадке, хотя сам Удет не пострадал. Тем не менее гонку по маршруту Дюбендорф-Тхун-Беллинзона-Дюбендорф выиграл майор Ганс Зейдеманн, летевший на Bf 109 V8. 365-км маршрут был пройден за 56 мин 47 сек со средней скоростью 385 км/ч. Приз за лучшую командную гонку был также выигран тройкой Bf 109 с моторами Jumo, показавшими среднюю скорость 374 км/ч. Индивидуальную гонку четыре круга по замкнутому 50-км маршруту выиграл Карл Франке на Bf 109 V8. Он победил в соревнованиях на скороподъемность и пикирование, набрав 3000 м и спикировав до 150 м за 2 мин 5,7 сек. Эти результаты произвели такое впечатление, что некоторые участники покинули конкурс еще до его завершения, а хвалебные отзывы министерства пропаганды в отношении Bf 109 были подтверждены. Правда, утверждение, что самолет уже находится в массовом производстве, было явным преувеличением. Кроме легиона "Кондор" самолет еще состоял на вооружении I и II групп JG 132 "Рихтгофен" в Деберице и в Ютербог-Дамме и в I группе JG 234 "Шлагетер" в Кельне, но ко моменту проведения соревнований ни одна группа не была перевооружена полностью. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мессершмит Bf-109 B-2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Весной
и летом 1937 г работы по Bf 109 были резко
ускорены. Было решено запустить
истребитель в производство по лицензии
сразу на нескольких авиафирмах. С
возвращением Bf 109 V4 из Испании на "Байерише
флюгцойгверке" его оснастили 20-мм
пушкой MG FF/M "Эрликон",
установленной в развале цилиндров,
чтобы тем самым решить проблему явно
неудовлетворительного вооружения Bf 109B.
Hо испытания были прекращены из-за
недостаточного охлаждения пушки и
сильной вибрации. В марте 1937 г на
испытания поступил Bf 109 V7 (№ 881 D-IALY),
который получил металлический винт
изменяемого шага и мотор Jumo 210G с
непосредственным впрыском топлива,
двухскоростным нагнетателем и
автоматом управления газом. Этот
самолет послужил прототипом Bf 109B-2. Hепосредственный
впрыск топлива позволял двигателю
устойчиво работать на всех режимах, что
было особенно важно для истребителя.
Мощность на взлете была 700 л.с., на
высоте 1000 м - 730 л.с., а на 3800 м - 675 л.с.
Правда, этот двигатель был еще не готов
для установки на серийные самолеты, и Bf
109B-2 в основном выпускались с Jumo 210Da, а Jumo
210G получили лишь машины последней
партии. Bf 109 V8, V9 и V10 послужили опытными самолетами серии С, которая должна была стать основной с двигателями Jumo. V8 и V9 получили радиатор новой формы и дополнительные воздухозаборники, но стандартный Bf 109C не имел последних и получил более объемный туннельный радиатор. Маслорадиатор размещался по образу Bf 109B. Так как проблемы с установкой пулемета в развале цилиндров продолжались, на Bf 109 V8 была добавлена пара крыльевых пулеметов сразу за стойками шасси. Это потребовало некоторого изменения и усиления конструкции крыла. Огневые испытания приводили к повреждению передней кромки крыла, а небольшой флаттер элеронов был легко устранен. Hо в целом испытания были успешными, и Bf 109C-1 получили крыльевые пулеметы. Потом вооружение с Bf 109 V8 было снято, а двигатель Jumo 210Da был заменен на Jumo 210Ga. В таком виде самолет участвовал в состязаниях в Цюрихе в июле 1937 г. Bf 109 V9 был в целом подобен Bf 109 V8, но крыльевые пулеметы были заменены на 20-мм пушки MG FF. Доводка пушечных установок затянулась, и только самолеты серии Е получили пушки. Bf 109 V10 первоначально получил двигатель Jumo 210G, но в июне 1937 г на него был поставлен первый вариант двигателя "Даймлер-Бенц" DB 600Aa взлетной мощностью 960 л.с. Этот самолет был списан во время аварии в Цюрихе, как уже упоминалось выше. Bf 109 V11 также был модифицирован под новый двигатель. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оглавление | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Публикация подготовлена 22.07.2007г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||