Танки Вермахта
Окраска, тонирование, отделка

Окраска - главное в работе над моделью. Исправить огрехи сборки можно, исправить огрехи окраски - практически нельзя, зато при окраске можно замаскировать дефекты, которые возникли в ходе сборки.

Часто возникает вопрос грязнить или не грязнить модель, то есть - имитировать загнрязнения или нет. Это дело вкуса. Если мондель установлена на диораму, то грязнить копию следует в обязательном порядке, принчем характер загрязнений должен совпадать с характером местности диорамы. Другое дело - просто модель. Имитация загрязненний здесь может отвлечь от технических особенностей танка или бронемашины. Просто модель грязнить наверное все-таки не нужно. Зато тонировать модель следует обязательно в любом случае. Не путайте тонировку с имитацией загрязнений, это разные вещи.
Камуфляж, маркировка, символика

Исследования окраски и маркировки военной техники представляют собой настоящую историческую дисциплину. Лучший источник информации об окраске германской бронетехники периода Второй мировой войны - книга лPanzer Colours╗. Все цвета на рисунках в книге воспроизведены аутентично, что очень важно при окраске моделей. Приведены сведения об окраске и маркировке конкретных машин.

Порой псевдоисторическая литература выпускается с очень высоким полиграфическом качеством. Так в одном из изданий попался превосходный рисунок танка лКоролевский Тигр╗ Ausf. В с башней Хеншель в трехцветном засадном камуфляже. Танк был изображен с эмблемой дивизии СС лЛейбштандарт Адольф Гитлер╗, кроме нее на танке имелись бортовой номер л899╗ и эмблема корпуса лАфрика╗. Нормально? Бои в Северной Африке завершились на год раньше появления танка лТигр IIAusf. В, трехцветная камуфляжная схема была введена в начале 1943 г., ни один окрашенный таким образом танк не появился в Северной Африке. Наконец в Северной Африке вообще не воевали подразделения войск СС. Это еще не все. Трехзначный бортовой номер танка несет информацию о номере роты, номере взвода и номере танка во взводе. Первая цифра - номер роты, вторая -номер взвода, третья - номер танка. Ни в одном батальоне панцерваффе или войск СС не было восьми рот, ни в одной роте не было девяти взводов и ни в одном взводе не имелось девяти танков. Номер л899╗ в принцинпе не мог быть нанесен на танк.

Пример с лКоролевским Тигром╗ представляет собой крайний случай, но более мелкие неточности встречаются сплошь и рядом. Особенно часто ошибки содержаться в схемах окраски моделей, помещенных в инструкциях к этим моделям. Избежать ошибок поможет издание лPanzer Colours╗.

Система окраски германской бронетехники была наиболее совершенной среди армий всех воюющих стран. Камуфляж на танки в большинстве случаев наносился в строевых частях; заводы машины покидали окрашенными в базовый цвет, поверх которого экипажи накрашивали пятна или полосы камуфляжа. Почти все немецкие таннки комплектовались компрессорами, поэтому камуфляж наносился краскопультом, а не кисточками. Зимой временная белая краснка, наоборот чаще наносилась кистью.
Цвета войны

Даже спустя более 50 лет после окончанния Второй мировой войны не прекращаются споры о том какого цвета и оттенка была окраска германской бронетехники. В I томе книнги лPanzer Colours╗ описаны изменения окнраски боевых машин согласно Ilecres Memorandum (MM). Большинство фотографий военного времени - черно-белые, по ним пончти невозможно определить цвет точно (к принмеру невозможно отличить коричневый от оливково-зеленого), а немногочисленные цветные фотоснимке могут лврать╗ в отношеннии оттенков. Даже по современным цветным фотографиям не всегда получается установить точные оттенки красок, так как при печати снимков цвета легко искажаются. Неудивинтельно, что окраска или маркировка одного и того же танка в разных изданиях описывается по разному. На странице 87 3-го тома книги лPanzer Colours╗ помещен снимок лТигра╗ из 101-го тяжелого танкового батальона СС, цифнры его бортового номера описаны как лкраснные с белой окантовкой╗. Тот же снимок понмещен на странице 3 издания лTiger in Action╗, здесь цифры уже лсветло-голубые с желтой окантовкой╗.

Нет единства мнений в отношении отнтенков базовых цветов камуфляжа германснкой бронетехники. Практически все фирмы-производители модельных красок выпусканют краски лаутеничного╗ цвета германсконго камуфляжа, в большинстве своем ауте-ничные цвета разных фирм не совпадают. Наиболее реалистично по мнению авторинтетных исследователей краски японской фирмы Gunze и британской Hannants.

Самый важный цвет, Dunkelgelb, не имел номера по стандарту RAL. Этот цвет немцы называли лтемно желтым╗, часто его описывают как очень темно желтый или темно-желтый с оливковым оттенком. На самом деле оттенки краски Dukelgelb варьнировались в ходе ее производства. Никогда не следует окрашивать модель в истинный цвет, помните об эффекте масштаба: чем мельче масштаб, тем более светлым должен быть оттенок краски листинного╗ цвета. Ниже приведены основные цвета окраски германской бронетехники:

- RAL7021 Schwarzgrau (X800) испольнзовался до февраля 1943 г., иногда вместе с RAL8002

-  RAL 7016 Anthrazitgrau (X802), иснпользовался в частях люфтваффе, например в полку и дивизии лГерман Геринг╗

-  RAL 7008 Khakibraun (X804) испольнзовался в корпусе лАфрика╗ и на Крите в 1941 г. Официального описания оттенка в стандарте RAL нет; часто вместе с краской цвета RAL 8000

-  RAL 7027 (Х809) использовался в корнпусе лАфрика╗ после 1941 г. Официальнонго описания оттенка в стандарте RAL нет; часто вместе с краской цвета RAL 8020

-  RAL 6003 Olivgrun (X806) использонвался вместе с красками цвета RAL 8017 и Dunkelgelb

-  RAL 8002 Signalbraun (X801) испольнзовался совместно с краской цвета RAL 7021, особенно до 1939 г.

- RAL 8000 Grunbraun (X803) использонвался в корпусе лАфрика╗ и на Крите, 1941г. Официального описания оттенка в станндарте RAL нет; использовался вместе с краснкой цвета RAL 7008

-  RAL 8020 (Х808) использовался в корнпусе лАфрика╗ после 1941 г. Официального описания оттенка в стандарте RAL нет; иснпользовался вместе с краской цвета RAL 7027

-  Dunkelgelb (X805) стандартный базонвый цвет окраски бронетехники с февраля 1943 г. Официального номера RAL нет, иснпользовался вместе с красками цветов RAL 6003 и RAL 8017

- RAL 8017 Braune (X807) использовалнся вместе с красками RAL 6003 и Dunkelgelb.

Маркировка бронетехники
Германская бронетехника, как правило, довольно обильно украшалась опознавательнными знаками, символикой, эмблемами, отнметками об уничтоженной технике противнинка. Перечислять всю маркировку можно беснконечно. Лучшим источником информации о маркировке германской бронетехнике опять же является издание лPanzer Colours╗.
Опознавательные знаки (Balkenkrcuz)

В годы войны все танки, бронеавтомобили, многие грузовики и персональные машины несли опознавательные знаки в виде так называемых греческих или балканских крестов. Аналогичные опознавательные знаки наносились на самолеты люфтваффе. На момент начала Второй мировой войны, сентябрь 1939 г., техника панцердивизий маркировалась крестами белого цвета. Как оказалось, такие кресты представляют собой отличную прицельную марку для артиллеристов противника. Экипажи стали закрашивать кресты краской темного цвета. Осенью 1939 г. кресты стали накрашивать желтой краской с узкой белой окантовкой. Кресты такого типа сохранились на технике весной 1940 г., во время вторжения в страны Бенилюкса и во Францию. В этот период встречались контурные изображения крестов, когда наносился только незамкнутый белый контур, а сердцевина креста имела базовый цвет окраски танка или бронеавтомобиля (RAL 7021 Schwarzgrau). Вероятно впервые привычные большинству черные кресты с белой окантовкой появились на танках, отправленных весной 1941 г. в Северную Африку, поскольку белый контур на желтом фоне базовой окраски африканских танков был малозаметен. После введения в феврале 1943 г. нового, темно-желтого, базового цвета окраски бронетехники черно-белые кресты стали стандартными.

Неоднократно менялись размеры и пронпорции крестов, но обычно крест вписывался в квадрат со стороной примерно 250 мм.

Вся трофейная техника, которая испольнзовалась в вермахте и войсках СС маркировалась крестами увеличенного размера, порой просто огромными. В конце войны кресты часто вообще не наносились на танки и бронемашины.

Эмблемы дивизий

С целью облегчения определения принадлежности боевой техники в вооруженных силах Германии была введена система идентификации. Эта система выполняла двоякую роль: с одной стороны облегчала опознавание техники своим, с другой, при необходимости, вводила в заблуждение разведку противника. Обычно эмблемы дивизий представляли собой простые графичеснкие символы на основе геометрических фигур или традиционных для немцев рун. В период польской кампании система идентификации только начала оформляться, но к началу операции лБарбаросса╗ она была уже стандартизирована, к этому времени количество панцердивизий в составе вермахта увеличилось в два раза. Новые эмбнлемы для 18 панцердивизий были разработаны на базе рунических символов. В целях повышения морального духа личного состава некоторые дивизии имели особую символику, так в 1 -й панцердивизий эмблема представляла собой дубовые листья, в 3-й медведь с герба Берлина, 11-й - рыцарь.

В ходе войны количество танковых динвизий в вермахте и войсках СС постоянно росло. Многие пехотные, кавалерийские и панцергренадерские дивизии были переформированы в танковые. В большинстве случаев эти дивизии сохранили свою старую символику. До 1941 г. эмблемы чаще всего изображали в цвете, но со временем эмблемы стали рисовать в один цвет белой или желтой краской в целях снижения заметности, а в конце войны символика дивизий почти исчезла с боевых машин.
Тактическая нумерация

Каждый германский танк или бронеавнтомобиль имел уникальный, более не повтонряющийся, тактический номер.

На момент вторжения в Советский Союз в составе панцердивизии по штату полаганлось иметь порядка 400 танков в составе двух танковых полков. Каждый полк состонял из двух батальонов, батальон - трех или четырех рот. Рота включала три-четыре таннковых взвода по три-пять танков в каждом. Тактические номера танков как правило сонстояли из трех цифр. Первая цифра - номер роты, вторая - номер взвода в роге, третья -номер танка во взводе. Командирские таннки имели несколько иную систему нумеранции. Номера танков штаба полка начинались с литеры лR╗ (regiment, полк), номер танка командира 1-го батальона начинался с римнской цифры лI╗, 2-го батальона - с римской цифры лII╗. Обычно в штабе полка и батанльона имелось несколько танков, их номера также начинались или с литеры лR╗ (в слунчае штаба полка) или с римских цифр, нанпример: лR02╗, л103╗, л1102╗.

Накануне операции лБарбаросса╗ колинчество танковых дивизий в вермахте резко возросло, однако рост числа дивизий шел не за счет увеличения количества танков и личного состава в армии, а путем снижения численности боевой техники в дивизиях. Рост числа дивизий осуществлялся путем изъятия танковых полков из существующих дивизий (по одному из каждой). Частичной компенсацией снижения числа танковых полков стало увеличение штатов танковых батальонов: четыре роты по четыре взвода по пять танков во взводе. Такие батальоны, правда, существовали лишь на бумаге, штат ный состав имели очень немногие танковые батальоны.

Система нумерации машины внутри батальона была постой, вторые цифры пернвых четырех от 1-го батальона напрямую соответствовали номерам роты -1,2, 3, 4; во 2- батальоне - 5, 6, 7, 8. С принятием на вооружение лПантер╗ 1-й батальон танконвого полка обычно вооружался танками Pz.Kpfw. V, a 2-й -танками Pz.Kpfw. IV.

До вторжения во Францию весной 1940 г. на большинстве танков имелись ромбоиндальные металлические пластины цвета RAL 7021 (Schwarzgrau) на которых писанлись белой краской тактические номера маншин. Во фронтовых условиях эти пластины оказались неудобными, и номера стали пинсать прямо на бортах башен. Блицкриг на Западе стал переходным периодом, когда номера наносились как белым контуром, но встречались и номера, цифры которых были красными с белой обводкой. Цифры краснного цвета с белой окантовкой стали типичнными для всего периода войны. Вариаци касались цвета: вместо красного мог испольнзоваться голубой, зеленый или какой-нибудь другой. Точный цвет цифр бортовых номенров на основе черно-белых фотографий воненного времени установить невозможно. В конце войны тактические номера почти понвсеместно исчезли с боевых машин. Номенра наносились кистью или по трафарету. Из-за грубой текстуры циммерита цифры приобретали порой весьма забавный вид.

Все танки в обязательном порядке (за очень редкими исключениями) несли такнтические номера, этого нельзя сказать о других образцах техники. Так самоходно-артиллерийские установки часто не имели вообще никаких номеров, в то же время бронетранспортеры как правило тактические номера имели. В начале войны разведывательные бронеавтомобили номеров не несли, но затем большинство четырехосных бронеавтомобилей получили тактические номера.
Окраска модели начинается с нанесения автомобильной грунтовки из аэрозольного баллончика По грунтовке нанесен слой эмали оливково-зеленого цвета. Пятна желтого цвета бундут нанесены акрилом фирмы Тамия, а красно-коричневого - снова эмалью фирмы Паннants. После просушки краски по трафарету наносятся мелкие пятна засадного камуфляжа. Тонирование модели осуществляется по полностью просушенной краске. Впадины прорабатываются растертыми в мельчайшую пыль мелками пастели черного и темно-землистого цветов. Пастель темных цветов наносится тонкой кисточкой во впадины и по периметру выступающих деталей. лСвета╗ прорабатываются пастелью светлых тонов, которая наносится широкой плоской кистью.
Тактические символы
Почти вся немецкая техника несла символику, по которой можно было определить ее принадлежность к тому или иному тактинескому подразделению. Основой символики послужили утвержденное 24 марта 1941 г. руководство Heeresdienst-vorschrift 272 (HDv 272) и организационная часть документа Kriegsgliederung des Feldheeres от 15 мая 1941 г. В январе 1941 г. прошли утверждения дополнения к Heeresdienst-vorschrift 272.

Обычно тактические символы подразделений наносились на лоб и корму машин, от танков и грузовиков до легковых автомобилей и мотоциклов. Цвет символов - белый, наносились они чаще всего по трафарету, но иногда - кисточкой от руки.

Полный обзор маркировки германской техники достоин отдельной книги. Не следует забывать о нестандартной маркировке: собственных именах, отметках о победах и прочее.
Окраска и отделка
После сборки перед окраской модель обязательно надо промыть. Дело не только в пыли - детали могут сохранить жировую смазку которая наносится на пресс-форму в процессе их изготовления, а украинские модели согласно национальной традиции перед упаковкой натираются салом. Мыть модель желательно так, чтобы от нее не отвалились мелкие детали. Вымытую копию оставляют сохнуть на сутки.
Грунтовка
Грунтовка приобретает особую важность в случае использования при сборке металлических деталей, поскольку модельнные краски плохо ложатся по металлу. Как уже отмечалось, хорошие результаты дает автомобильная грунтовка в аэрозольной упаковке. Особой технологии нанесения грунтовки не существует: встряхните баллончик и нанесите грунтовку ровным слоем на модель. В процессе нанесения грунтовки баллончик перемещается параллельнно продольной оси модели. Колпачок надо нажимать заранее, нередко с нажатием колнпачка происходи! импульсный выброс краски, в результате на поверхности модели получается клякса. Лучше направить первый импульс в пространство, а затем, не отпуснкая колпачка, окрасить модель. Грунтовка наносится в несколько слоев. Сохнет грунтовка быстро, но лучше выдержать модель перед окраской сутки, чтобы из слоя грунтовки полностью испарился растворитель, в пронтивном случае пары растворителя лпройдут╗ сквозь слой краски и повредят его.

Автомобильная грунтовка является идеальной основой для нанесения краски люнбого типа. Грунтовка позволяет выявить дефекты поверхности - царапины, непрорезанные линии расшивки и т.д. Дефект устнраняются, после чего модель вновь покрынвается грунтом.

Окраска: эмаль или акрил?
Акрил хорош для работы с аэрографом, лучше, чем эмаль. Цветам RAL хонрошо соответствуют краски темно-желтая XF-60 фирмы Тамия .I.A.Green XF-13 и Flat Brawn XF-IO.

В годы войны экипажи германских таннков получали краски RAL 6003 (Olivgrun), RAL 8017 (Braune) и RAL 8002 (Signalbrun) в 5-килограммовых банках, точнее не краску, а концентрат краски, который разводился водой, бензином, маслом или иным растворителем до нужной консистенции. Неразведенная краска RAL 6003 (Olivgrun) выглядела как черная. С учетом масштаба все краски, соответствующие стандарту RAL надо разбавлять краской белого цвета примерно на четверть. В то же время краснку RAL 7021 (Schwarzgrau) лучше наносить на модель как есть и высветлять методом сухой кисти,

Базовые цвета окраски германской бронетехники на Европейском театре военных действий - Schwarzgrau, Dunkelgelb и зимнний белый. лСевероафриканская╗ техника окрашивалась в цвет, близкий к Dunkelgelb. Серая краска, Schwarzgrau, использовалась в качестве базовой до февраля 1943 г., желтая (Dunkelgelb) - с февраля 1943 г. до окончания войны. На протяжении всей войны зимой техника перекрашивалась в белый цвет. Ближе к концу войны хваленый немецкий орднунг рухнул: танки порой отправлялись в строевые части не окрашенными, лишь покрытые грунтовкой красно-коричневого цвета. На фронте камуфляж наносился прямо по грунтовке, которая таким образом становилась базовым цветом. В качестве базовых в конце войны порой использовались краски цвета Olivgrun и Schwarzgrau, то есть те, которые имелись в наличии в конкретный момент времени.

Перед окраской необходимо подготовить рабочее место: удобно расположить необходимые в работе краски и растворители и, главное, отодвинуть модель подальше от красок с растворителями - не дай бог прольются! Далее - займитесь подготовкой к работе аэрографа и компрессора, разложите кисточки. При длительном хранении краски всех типов отстаиваются: пигмент отдельно, связующее отдельно. Перед началом работы краски необходимо тщательно перемешать L-образным стержнем, согнутым из проволоки. Если вы являетесь счастливым обладателем компрессора с регулятором давления воздуха, то установите величину давления примерно 1,75 бар (25 атмосфер). Величина давления зависит от типа используемого аэрографа, но значение 1,75 бар близко к оптимальному для большиннства моделей. Краска разводится растоврите-лем примерно на 30-40%. Эмали фирмы Hannants всегда дают слегка поблескивающую поверхность, эмали от Тамии - глубоко матовую. В случае окраски модели эмалями Тамии, в них не повредит добавить примерно 20% глянцевого акрилового лака - мы уже знаем, что модель матовой быть не должна. Краска, растворитель и лак перемешиваются самым тщательным образом. Прежде чем красить модель проверьте укрывистость краски, ее густоту, покрасив что-нибудь ненужное: лист белой бумаги, внутреннюю сторону какой-нибудь детали. Если все нормально - переходите к окраске модели. лПервый залп╗ аэрографом должен быть нанесен в пространство, здесь возможна та же история, что и у баллончика с грунтовкой. Если - нет: добавьте краски (краска слишком жидкая) или растворителя (краска слишком густая). В процессе окраски аэронграф удерживается на расстоянии 100 мм от окрашиваемой поверхности, желательно держать аэрограф под прямым углом к окрашиваемой поверхности.

Любую модель танка можно условно разделить на две части: верхнюю и нижнюю. При окраске верхней части максимум внимание уделяется камуфляжу, при окраске нижней - имитации загрязнений. Важно соблюсти цветовой баланс между верхом и низом, грязь не должна очень сильно контрастировать с камуфляжем.

 

Введенная в феврале 1943 г. схема окраски техники германских вооруженных сил предоставляла экипажам широкую свободу творнчества. Машины поступали в части окрашенными только в базовый темно-желтый цвет, а красно-коричневый и оливково-зеле-ный камуфляж1 наносился в индивыидуальном порядке самими танкистами. Вариант пятнистого камуфляжа - модель танка лПантера╗ Ausf. D, эпоксидная модель фирмы Cromwell, траки фирмы Model Kasten. Краска - акрил фирмы Тамия. Модель прототипа танка лТигр╗ фирмы Итальери. Копия окрашена эмалями фирмы Hannants, маркировка - сухие декали от Верлипдепа. Также хорошо видны результаты прогрессивного высветления методом сухой кисти масляными красками. Выполнение имитации налипшей грязи на собранную модель штурмового орудия. Грязь имитирована акриловой автомобильной шпаклевкой в смеси с травой от модели железной дороги. Верхняя часть модели покрыта грунтовкой белого цвета и белым акрилом фирмы Тамия. Нижняя часть модели по грунтовке окрашена краской темно-землистого цвета.
Dunkelgelb/Olivgrun/Braune

Окраска в базовый темно-желтый цвет мало отличается от грунтовки модели, вся разница в замене аэрозольного баллончика аэрографом. Более подробно о базовой окраске - ниже,

Камуфляж красно-коричневого и зеленого цветов наносится двумя типами красок: акрилом от Тамии и эмалями фирмы Hannants. Акрилом закрашиваются пятна камуфляжа, эмалью прокрашиваются границы пятен. Границы пятен красятся при уменьшенном давлении воздуха в компрессоре - 1,2 бар (15-18 атмосфер). При этом аэрограф находится к поверхности модели ближе, чем обычно. Особо тонкие линии наносятся при еще меньшем давлении воздуха, а аэрограф находится на расстоянии всего 2-3 мм от окрашиваемой поверхности. После каждого перерыва в работе аэрограф нуждается в промывке сильным растворителем, еще лучше каждый раз прочищать аэрограф по всем правилам, с разборкой.

Как быстро можно переходить от цвета к цвету зависит от типа используемой краски. Акрил сохнет почти моментально, эмаль - часы и даже сутки (лучше для верности подождать двое суток). Краску другого цвента следует наносить по полностью высохшей поверхности.

Негативный метод тонирования модели: вместо высветления - чернения. Методом сухой кисти модель прогрессивно обработана от почти белой краски до почти черной. Нанесение масляной краски серого цвета на модель методом сухой кисти. Используйте плоскую широкую кисть. Модель полностью проработана серой масляной краской. Нижняя часть окрашена в очень темный землистый, почти черный, цвет. Верх обработан по методу сухой кисти смесью маслянных красок белого и темно-землистого цветов.
Заливка
Очень жидко разведенная темная краска позволяет подчеркнуть все впадины, как говорят художники - проработать тени. Между нами, художниками: обязательно проработайте тени циммерита, иначе фактура покрытия будет теряться. Идеальный вариант лзаливки╗ - черно-коричневая масляная краска, разведенная растворителем для эмалей фирмы Хамброл. Пропорция должна быть примерно следующей: 20% краски и 80% растворителя. Недостаток данного состава - у него не проявляется капиллярный эффект, приходится тени прокрашивать тонкими кисточками, а не заливать. Излишек краски стирается тампоном. Состав сохнет сутки.

Оцените степень блеска окрашенной модели, при необходимости - задуйте полуматовым лаком. Матовая модель - мертвая модель! Теперь на модель можно наносить маркировку, но об этом потом.

Метод сухой кисти

Техника лсухой кисти╗ позволяет подчеркнуть выступы - лсвета╗. Обычно для работы методом сухой кисти используется акрил, однако неплохой результат дают эмали, особенно в смеси с масляными красками. Работать удобнее плоскими кистями. Краска должна быть в меру густой и боле светлого, чем базовый отгенка. Набранная кисточкой краска почти полностью вытиранется о лист бумаги или тряпочку. С удаленнием краски лучше перестараться, помнинте: добавить на модель краску всегда легче, чем удалить. Мало краски? Сделайте вместо одного дватри прохода по одному месту. Кистью с остатками краски (лсухая кисть╗) обрабатываются поверхности модели, при этом частички краски задерживаются только на выступах. Вообще, метод сухой кисти в любом случае предполагает двойную-тройную обработку модели, при этом каждый последующий раз краска берется опенка более светлого, чем предыдущий. Последний, самый верхний слой краски, наносимой методом сухой кисти, должен быть почти белым.

После просушки масляной краски наступает время уделить внимание имитации грязи на нижней части модели. Лучшая грязь под грунт- краска Dark Earth No.29 фирмы Хамброл смеси с матовой черной краской (пропорнция 80% землистой краски и 20% черной). Работа эмалью фирмы Хамброл удовольствия не доставляет, поскольку пигмент постоянно забивает сопло аэрографа. А что поделаешь? Наиболее интенсивно краска наносится на стык нижней и верхней частей корпуса, здесь важно подчеркнуть переход от полуглянцевой окрашенной поверхности к матовой поверхнности грязи.

Ствол пушки в районе дульного среза и копоть в районе выхлопных труб задуваются из аэрографа разведенной в равных пропорциях растворителем и черной краской.

После просушки лимитации грязи╗ в течение суток, лгрязь╗ прорабатывается методом сухой кисти. Первый слой - базовая эмаль цвета Dark Earth, в последующие слои прогрессивно добавляется краска цвета Dunkelgelb. Чистым темно-желтым цветом подчеркиваются головки болтов, заклепок и прочие сильно выступающие элементы (речь идет сейчас только о нижней части корпуса модели).

Следующий этап - проработка методом сухой кисти краской Hannants Oily Steel (Х503) контактных поверхностей траков гусениц, венцов ведущих колес, торцев опорных катков (если опорные катки прототипа стальные, без резиновых бандажей). Более аккуратно тонируются стволы пулеметов, выхлопные патрубки, которые предварительно были окрашены в матовый черный цвет. На ручках инструмента и подставнках под домкраты имитируются фактура древесины. Сначала они окрашиваются темножелтым акрилом от Тамии, после чего прорабатываются жидкой заливкой (75% растворителя, 25% жженой сиены). Ржавчина на металлических поверхностях имитируется методом сухой кисти, помните -ржавчина всегда глубоко матовая, не помешает обработанные под ржавчину поверхности покрыть матовым лаком. Смотровые блоки первым делом прорабатываются жиднкой сепией, а затем окрашиваются краской Clear Green (X25) фирмы Тамия. Эффект блеска оптики придаст глянцевый лак.шает обработанные под ржавчину поверхности покрыть матовым лаком. Смотровые блоки первым делом прорабатываются жиднкой сепией, а затем окрашиваются краской Clear Green (X25) фирмы Тамия. Эффект блеска оптики придаст глянцевый лак.

Завершающая стадия процесс - воспроизведение сколов краски до металла. Стенпень потертости модели зависит только от вашего вкуса. Можно это не делать вообще. Сколы и царапины хорошо рисовать серебряным маркером от Тамии. Маркер дает иснключительно яркий серебристый цвет, понэтому не стоит увлекаться: ограничьте поле деятельности зубьями ведущих колес, режущими кромками инструмента, поручнями, кромками люков. Притушить блеск серебра можно краской Oily Steel (X503). Этой же краской не помешает подчеркнуть кромки башни и корпуса (естественно методом сухой кисти).

Последний штрих - использование художественной пастели. Использование мелков темных цветов позволяет дополнительно поднеркнуть тени, усилив трехмерность модели. Как правило достаточно мелков трех цветов: темноземлистого, черного и оранжевого. Если модель окрашена в темножелтый цвет, то копия тонируется пастелями черного и темно-землистого цветов, смешанных в равных пропорциях. Для серых копий или моделей, окрашенных под зиму, применяются пастели всех трех цветов.

Мелки пастели стачиваются в порошок лезвием бритвы, перемешиваются кисточкой №0. На модель смесь наносится плоской кистью №2. Дульный тормоз, головки болтов и заклепок по периметру прорабатываются чисто черной пастелью. Потеки ржавчины от дождей - смесь оранжевой и черной пастелей.

Кромки и выступающие элементы модели подчеркнуты металликом, загрязнения иминтированы пастелью оранжевого, темно-землистого и черного цветов. Налипший снег - клей ПВА и сода. Обратите внимание на подставку, так работать удобнее. Нанесение сухой декали. После нанесения практически невозможно скорректировать место положение декали. Декаль переводится путем осторожного притирания со стороны подложки деревянной палочкой или грифелем мягкого карандаша. Нанесение символики комбинацией сухой декали и окраски кисточкой лучше проиллюстрировать на куске пластика, а не башне модели танка. На ярко желтый фон переводится сухая декаль, она будет играть роль маски. Поверх сухой декали наносится базовый тон и рисунок камуфляжа. Краска от сухой декали снимается с помощью скотча. На поверхности остался четкий номер желтого цвета.
Тонкой кисточкой за один проход внутренние части цифр закрашиваются в голубой цвет (цифры номера голубые с желтой обводкой). На циммерит номер можно нанести только кисточкой, никакая декаль не сможет повторить извилины поверхности. Две полоски-маски снизу и сверху помогают выдернжать одинаковой высоту цифр. Сначала рисуется контур цифр, затем контур закраншивается. Аккуратнейшим образом также тонкой кистью внутренняя часть цифр закрашивается красным цветом (цифры красные с белой окантовкой). Panzerkampfwagen VI Ausf. В (Henschel) - Тамия с фототравленкой от Show Modelling. Крылья сделаны из свинцовой фольги, цим-мерит имитирован миллипутом. Модель окрашена акрилом фирмы Тамия, номера и символика нанесены от руки кисточкой.
Schwarzgrau

Темносерые модели хорошо подходят для демонстрации различных способов тонирования моделей. Правильную краску цвета Schwarzgrau производит только фирма Hannants (краска Х800). Этот цвет называют лтанковый серый╗, лтемно-серый╗, лсеро-голубой╗... Его можно получить смешав акриловые краски фирмы Тамия - 20% Flat Blue (XF-8) и 80% Dark Gray (XF-24). Для базового покрытия можно использовать краску фирнмы Hannants или смесь красок от Тамии.

Все технологии, описанные выше, применительно к модели, базовый цвет которой темножелтый, применимы к копиям серого цвета. Модель, верх и низ, полностью окрашивается в серый лправильный╗ цвет. Далее на копию переводятся декали или же символика наносится от руки кисточкой или по трафарету аэрографом. Верхняя часть модели прорабатывается методом сухой кинсти смесью масляных красок цвета черный, белый и прусский голубой. Сильно выступающие элементы обрабатываются белой краской. Имитация загрязений ничем не отличается от способа, описанного выше.

Выбор палитры пастели в данном случае ограничен всего двумя цветами: черным и оранжевым. Очень хорошо на сером фоне смотрятся соскобы краски до лметалла╗.
Зимняя окраска
Начиная с зимы 1941-1942 г. г. и до окончания войны германская техника в зимний период частично или полностью перекраншивалась в белый цвет. В качестве краски могло быть использовано все, что угодно:от специальных концентратов, которые раводились водой, до бытовой побелки и школьного мела. Такая краска облезала с машин ударными темпами. Модели в облезлой зимней окраске смотрятся всегда очень эффектно.

По отношению к описанным выше способом окраски моделей, метод окраски копии в зимний вариант можно считать негативным: тени прорабатываются не темной, а светлой краской, выступы - вместо светнлой темной.

После промывки модель задувается автомобильной грунтовкой белого цвета. Грунтовка сохнет в течение суток, после чего модель окрашивают белой эмалью. Грунтовка необходимо, так как в дальнейшем придется использовать масляные краски, а эмаль имеет свойство впитывать масло, после чего возможно отслоение краски от пластика. Грунтовка отслоение исключает.

Масляная краска белого цвета смешивается с базовым летним цветом -Dunkelgelb или Schwarzgrun. Сначала все верхние поверхности модели проходятся просто масляной краской белого цвета методом сухой кисти. Затем в белую краску добавляется немного краски базового цвета и верхние поверхности вновь обрабатынваются методом сухой кисти. Затем - опять добавляется краска базового, поверхности обрабатываются методом сухой кисти. Так делается несколько раз, каждый раз оттенок краски становится все темнее. Верхний слой - почти неразведенная краска базового цвета. Масляная краска сохнет очень долго, поэтому ошибки всегда можно исправить, просто удалив краску тряпочкой.

После полной просушки (не менее двух суток)окрашиваются мелкие детали, имитируются царапины наносится пастель черного и темно-землистого цвета, смешанная в пропорции 5/4.

Символика: декали, сухие декали, накрашивание

Есть три способа оформления моделей разнообразной символикой. Самый постой и наиболее популярный - нанесение традиционных декалей. Однако более реалистично смотрится модель, оформленная с использованием сухих декалей или с маркировкой, нанесенной непосредственно краской. При использовании сухих декалей предъявляются дополнительные требования к окраске - поверхность должна быть глянцевой. Благодаря ровной глянцевой поверхности обеспечивается ровное, без пузырьков воздуха, прилегание декали. Поверх декалей наносится слой полуматового лака для смягчения блеска глянцевой поверхности. В принципе, такую же процедуру (слой глянцевого лака - декаль - слой полуматового лака) необходимо проделывать при нанесении обычных декалей, с той разницей, что полуматовым лаком можно задувать свеженанссенные сухие декали, а обычные декали должны просохнуть. Лучшее прилегание лмокрых╗ декалей к криволинейным поверхностям обеспечивают специальные жидкости типа микросет и микросол, которые представляют собой раствор уксуса различной концентрации. Лучшие сухие декали для моделей германской бронетехники выпускают фирмы Верлдинден и Литрасет. Сухие декали почти не поддаются корректировке после нанесения на модель, поэтому переводить их надо очень точно, тем более, что и удалить их совсем почти невозможно.

Дскаль переводится на модель путем притирания краски со стороны подложки деревянной палочкой. Давление не должно быть слишком сильным, иначе можно повредить окраску копии. На основе сухой декали можно сделать декаль лмокрую╗ -достаточно перевести сухую декаль на лаковую подложку. Далее с такой декалыо работают как обычно - размачивают в теплой воде, переводят. У сухой декали есть одно несомненное преимущество перед обычной: сухая декаль никогда не отслаивается, в то время как мокрые декали спустя годы могут начать шелушится.

Неплохие результаты дает комбинация окраски от руки и нанесения сухих декалей. Цифры тактических номеров германской бронетехники очень часто имели цветную обводку. Так вот, сама цифра - сухая дскаль, а обводка аккуратно выполняется краской, наносимой тонкой кисточкой. Краска наносится за один проход. Если на поверхностях модели имитировано циммеритное покрытие, то у окраски кисточкой вручную альтернативы просто нет.
Имитация налипшего грунта

На моделях, которые являются частями диорам, имитация загрязнений приобретает очень важное значение. Загрязнение конпии должно коррелировать с характером лместности╗ диорамы.Для имитации налипшей грязи достаточно двух материалов - акриловой автомобильной шпаклевки и травяного покрова от модели железной дороги. Грязь наносится на окрашенную и тонированную модель. Характер загрязнения уточняется по фотографиям. Больше всего грязи бывало на днищах и элементах ходовой части танков. Грязь окрашивается аналогично окраске нижней части корпуса.

Флаги как средство быстрого опознавания с воздуха
Флаги можно сделать просто и быстро. Берется кусок гладкой салфетки нужного размера и пропитывается разведенным водой в равных пропорциях клеем ПВА, после чего заготовке флага придается требуемая форма (делаются складки). Просушенный флаг окрашивается гуашью и после просушки обрезается в размер. Все. Трехмерность флагу можно придать легким тонированием складок пастелью черного цвета.
Оглавление
Hosted by uCoz