Авиационные дизельные моторы фирмы Юнкерс

Часть 2, моторы серии Jumo

Сводная таблица основных характеристик моторов Jumo-серии

Модель Год Цилиндры Диаметр, мм Рабочий ход, мм Объём, л Степень сжатия Длинна , м Ширина, м Высота, м Вес,кг max мощность, Kw Рабочая мощность, Kw Обороты, мин. Расход топлива g/Kwh
Fo 4 (SL1) 1928 6 120 2 X 210 28,5 16,6 1,7 1,68 0,51 800 551,6 441,3 1600 244,7
Jumo 4 1931 6 120 2 X 210 28,5 16,6 - - - - 530 - 1800 -
Jumo 204 1931 6 120 2 X 210 28,6 17 1,46 1,51 0,51 750 551,6 441,3 1800 210,7
Napier Culverin 1935 6 - - - - - - - - 720 - 1700 -
Jumo 5 1932 6 105 2 X 160 16,6 17:1 1,53 1,32 0,44 510 404,5 308,9 2100 231,1
Jumo 205A,B,C 1934 6 105 2 X 160 16,6 17:1 1,943 1,325 0,6 570 441,3 375,1 2200 -
Jumo 205D 1934 6 105 2 X 160 16,6 16,7:1 2,236 1,271 0,645 595 647,2 478,1 2800 217,5
Jumo 205E - 6 105 2 X 160 16,6 - - - - - 515 - 2500 -
Jumo 205G - 6 105 2 X 160 16,6 - - - - - 515 - - -
Jumo 205M 1949 6 105 2 X 160 16,6 - - - - - 515 - - -
Jumo 206 1940 6 - - 35 - - - - - 882 - - -
Jumo 207A 1939 6 105 2 X 160 16,6 16,2 2,173 1,369 0,72 805 647 500 2800 -
Jumo 207B/C - 6 105 2 X 160 16,6 16,2 2,173 1,48 0,91 865 735 551 3000 374
Jumo 207D - 6 110 2 X 160 18,2 - 2,173 1,253 0,72 - 735 - 3000 -
Jumo 208A,B 1941 6 130 2 X 160 25,5 - 1,06 1,436 0,886 - 1100 375 2800 217
Jumo 209 - 6 - - - - - - - - 736 - - -
Jumo 223 1939 24 80 2 Х 120 29,0 - 2,37 1,367 1,26 1400 1618 - 4400 237,9
Jumo 224 - 24 - - 68,0 - - - - - 2647 - - -
.
   

Дизельный 2-х тактный 6-ти цилиндровый двигатель Jumo 204 (1928 г.)

Двигатель Fo4 - дальнейшее развитие двигателя Fo3, разработанного в 1928 году. 2-х тактный Fo4 имел  6 вертикальных цилиндров вместо 5-ти, 12 поршней и 2 коленчатых вала.Характерным для этого двигателя является наличие 12-ти поршней при 6 цилиндрах. Т.е. на каждый цилиндр приходилось по 2 поршня сообщавшихся с двумя коленчатыми ралами.

Fo4 был первый дизельный двигатель фирмы Юнкерс, установленный на самолет. Первый полет с дизельным двигателем Junkers был выполнен 30-ого августа 1929 самолётом Junkers F24 (с.№ 832) с аэродрома Дессау до Кельна. В1931 году название двигателя было изменено на Jumo 4.

 

Двигатель Jumo 204 1928 года


.

Сертификат на двигатель был получен со второй попытки в 1930 году после того, как были изготовлены несколько модификаций. Jumo 4 был досконально испытан на F24 (c.№ 833). Параллельно с модификациями вызванными необходимостью сертификации совершенствовалась конструкция двигателя в результате чего мощность двигателя Jumo 4 несколько уменьшилась, а его надёжность значительно возросла. После проведённых изменений в 1931 году двигатель получил новое название - Jumo 204 .

 

Jumo 204 был создан по последним технологиям того времени. В отличие от Jumo 4, поршни Jumo 204 получили кольца из термостойкой стали, эти изменения привели в некоторому увеличению мощности двигателя при тех же оборотах.

 

Три варианта двигателей Jumo 204A, B и C предлагались с различными моделями пропеллеров. Jumo 204 был первый серийный дизельный двигатель фирмы «Юнкерс». Этим двигателем до появления в 1935 году двигателя Jumo 205 оснащались грузовые самолёты F24. Jumo 204 производился по лицензии в небольших количествах в Англии (Beardmore ) под названием Newpor Culverin и с 1935 г. в Companie Lilloise во Франции.

 

 

 

Двигатель Jumo 204 1931 года

Самолёты оснащавшиеся дизельным двигателем Fo4

Junkers W41 D-1051 (не считая экспериментального G24) был первый самолет, оснащённый дизельным двигателем  Junkers Fo4. Единственный оснащённый им G24 получил индекс W41.

Типы Самолетов, оборудованных Jumo 4 / Jumo 204:

Junkers F24 Кей

D-2175 (также исключая G24) был оборудован Jumo 4 в 1931 и использовался для сертификации типа.  

Junkers Ju52 1m

Jumo 4 был смонтирован на опытном экземпляре Ju52 D-1974 самолёт получил индекс Ju52do.

Junkers G38  ci, Ди, fi

В 1934 два самолета Junkers G38 были адаптированы для использования двигателей Jumo 204. Четыре мотора Junkers L88 с G38a (D-2000) и G38ce (D-2500) были заменены на Jumo 204A. D-2000 с Jumo 204A был обозначен как G38di, а D-2500 был обозначен G38ci. Позднее индекс самолета G38ce(di) D-2500 был снова изменен на G38fi, хотя сохранил двигатели Jumo204A.  

Летающая лодка «Блэкберн»

Newpor Culverin был испытан на летающей лодке в Блэкберне, в Англии.

 

Двигатель Jumo 204 1935 года

2-х тактный 6-ти цилиндровй дизельный двигатель Jumo 5 с вертикальными противопоставленными поршнями (1932 г.)

Главной проблемой Jumo 204 был его размер, слишком большой, для большинства самолётов 30-х годов прошлого века. Именно это послужило предпосылкой к разработке в 1932 году нового двигателя получившего название Jumo 5. Основной целью ставилось снижение общего веса двигателя и желательно его габаритных размеров при сохранении мощности. Это была проблема всех (впрочем, не многочисленных) дизельных авиационных моторов в Мире. Стоит ли говорить, что постройка дизельного мотора с подобными характеристиками было делом весьма не ординарным.    

Лицензирование типа Jumo 5 было произведено в декабре 1933 года. Для испытаний использовался Focke-Wulf A17 Moewe. Было разработано 3 версии Jumo 5 это Jumo 5A, 5B и 5C, отличавшиеся  главным образом передаточным числом (5A: 0,613 / 5B: 0,602 / 5C: 0,724) Все модификации Jumo 5 были водяного охлаждения.

2-х тактный 6-ти цилиндровй дизельный двигатель Jumo 205 с вертикальными противопоставленными поршнями (1932 г.)

 

В 1934 году была запущена программа по модернизации дизельного двигателя  Jumo 5 , новая разработка получила наименование Jumo 205. Пришедшие на смену 5-ке двигатели Jumo 205A, 205B и 205C имели несколько незначительных технических усовершенствований. В двигателях Jumo 205A, B, C с индексом от 1 до 3 сохранилось водяное охлаждение. В двигателе Jumo 205С-4 в качестве охладительной смеси использовался гликоль, двигатель был несколько мощнее (450kW) и в отличие от Jumo 205A и B использовавшихся для испытаний и различного рода экспериментов, Jumo 205C был запущен в производство.  

Следующим шагом развития Jumo 205 была серия D . За счёт увеличения оборотов двигателя его мощность возросла на 200kW. Было разработано подряд 2-е модификации двигателя Jumo 205D-1 и D-2. Эти двигатели по лицензии строились в Англии и Lilloise во Франции.

Далее последовала серия Jumo 205E , количество оборотов мотора было ограничено до 2500 об./мин., при этом мощность составила примерно 515 kW. Было разработано 2 разновидности Jumo 205Ea и Jumo 205Eb . Оба двигателя использовались на Do26.

Последним, был разработан, Jumo 205G. Улучшения были в основном технологического плана, построили всего несколько экземпляров двигателей данной модификации.

Всего, до Второй Мировой войны было построено около 900 экземпляров Jumo 205. В тот момент это был единственный в Мире серийно выпускавшийся дизельный двигатель. Большинство Jumo 205 было установлено на летавшие через Атлантику летающие лодки «Люфганзы»  Do18 и Do26. На длинных трансатлантических маршрутах, дизельный Jumo 205 проявил свою экономичность в основном из-за низкого потребления топлива и развивал достаточно высокую мощность на всем протяжении маршрута. Использование Jumo 205 на военном самолете, типа Ju86  было не перспективным, поскольку мотор использовался  бы на пределе своей мощности.

Неожиданно, авиационный дизель, предложили использовать в военно-морском флоте для постройки небольших транспортов, ибо предназначавшийся для них мотор Daimler-Benz MB507 не был готов во время. Проектировавшая транспорты фирма Дорнье (Dornier Friedrichshafen) имела неплохой опыт работы с двигателем Jumo 205 и предложила использовать его морскую версию Jumo 205M. Было построено 4 из предполагавшихся 12-ти транспортов (LS1, LS2, LS5, LS6) оснащённых этим мотором. LS1 и LS2 были довольно быстро исключены из эксплуатации из-за многочисленных проблем с ходовой частью. LS5 использовался как патрульное судно на Констанском озере в течении 2-х лет, пока в 1943 не погиб в результате авиа-налёта. LS6 эксплуатировался также, в течении 2-х лет, в Эгейском море пока не был потерян в 1943 году.

После Второй Мировой войны морское использование Jumo 205 было продолжено в Восточногерманском Флоте. В марте 1949 Советская Военная Администрация в Германии (SMAD) порекомендовало создание так называемых " Kasernierte Volkspolizei "чьей структурной единицей стала береговая охрана, получившая на вооружение между мартом 1950 и апрелем 1952 26 катеров класса " 26 metr Seekutter». Эти катера имели в качестве энергетической установки три мотора Jumo 205. Использование на морских судах двигателей Jumo 205 C/D, причиняло большое количество неприятностей, однако эти Ks - катера оставались на вооружении в ГДР до 60-ых годов прошлого века.  

Типы Самолетов оснащавшихся Jumo 5 / Jumo 205:

Focke Wulf A17c

Два пассажирских лайнера Focke Wulf A17 Moewe (D-1430 и D-1444) были  впервые оборудованы двигателями Jumo 5В. Они получили обозначение A17c и использовались на штатных авиалиниях «Люфганзы», чтобы получить эксплуатационный.  

Junkers Ju86 A, B, C, K1, Z1 и D

Jumo 205 был стандартный двигатель начального этапа серийного производства Ju86. Опытные образцы, бомбардировщики и пассажирские лайнеры до D - серии были оборудованы этим двигателем. Первые серийные  Ju86 C получили двигатели водяного охлаждения Jumo 205C-3, в то время как D - серия оснащалась двигателями с гликолем в качестве охладителя Jumo 205C-4. Экспортная серия шведского бомбардировщика K1 оборудовалась этим двигателем, также как и экспортный вариант швейцарского воздушного лайнера Z1. С представлением E - серии двигатель был заменен на BMW132.

Junkers Ju52 3mho

Два Ju52 (D-AJYR и D-AQAR) были оборудованы Jumo 205C-3 для экспериментальных полетов. Позже центральный двигатель самолёта был заменен на Jumo 206A.

Dornier 18 D, E, Г, H, N

Jumo 205 был также стандартным двигателем для самолёта Do 18. Опытные образцы и ранние серии D (surveyer) и E (почтовый) получили Jumo 205C-3 позже Do18 версии, г (surveyer) и N (спасатель), также как учебный До18Х получили более мощный двигатель Jumo 205D-1.

Dornier 24

Усовершенствованный гидросамолёт Dornier Do 24, также оборудовался Jumo 205. Опытные образцы V1 и V2 получили двигатель Jumo 205C-3 , а V3 и V4 - «Циклон». Позднее все серийные Do24 получили двигатель «Циклон».

Dornier 26

Более совершенный 26, также получил Jumo 205. На совершавшие трансатлантические перелёты почтовые гидросамолеты V1 к V3 установили улучшенный двигатель Jumo 205E.  Позднее в 1940 г., по настоянию Luftwaffe, Do26c были переоборудованы  под Jumo 205D.

Heinkel Не 120

В 1938 Heinkel изучал возможности создания  трансатлантического пассажирского гидросамолета. Самолёт проекта, Он 120, должен оснащаться 4-мя  моторами Jumo 205 , однако предпочтение было отдано мотору  BV222  фирмы Blohm & Восс.

Blohm & Восс BV138 A, B, C

Первоначально летающая лодка BV138 была разработана под BMW115 или Jumo 206. Но поскольку тот проект в серию не пошёл предпочтение отдали  Jumo 205. Первые модификации оборудовались Jumo 205C-4, модификации B-и C - двигатель Jumo 205D-1.

Blohm & Восс BV139

Другой проект почтового гидросамолёта фирмы Blohm & Восс BV139, получил в качестве энергетической установки мотор Jumo 205 . Всего было построено 3 BV139 все оснащались Jumo 205C-4.

 

 

 

 

 

 

 

 

Двигатель Jumo 205 1932 года

 

Двигатель Jumo 205 1934 года

2-х тактный 6-ти цилиндровый рядный дизельный двигатель с противопоставленными поршнями Jumo 206

Jumo 206 был предназначен для замены двигателя  Jumo 205, в отличие от предшественника  в него были внесены некоторые изменения так его объём был увеличен на 30% , а степени сжатия уменьшены примерно на 20%. Разработка двигателя началась в конце 1936 – начале 1937 гг. Мощность двигателя в сравнении с Jumo 205 возросла примерно на 60%, но из-за проблем с подачей воздуха он мог поддерживать эту мощность в течении всего нескольких минут. В промежутке между 1937-40 годами было построено несколько опытных образцов, но затем проект Jumo 206  был свёрнут, хотя именно эта разработка легла в основу нового проекта Jumo 208.

В качестве эксперимента мотор Jumo 206 устанавливался на Junkers Ju52  Одновременно 2 Ju52 (D-AJYR и D-AQAR) были оборудованы  моторами Jumo 205C-3 , позднее центральный двигатель заменили на Jumo 206A. Насколько известно, больше ни один самолёт не переоборудовался под Jumo 206.

2-х тактный 6-ти цилиндровый рядный дизельный двигатель с противопоставленными поршнями Jumo 207

Разработка двигателя нового проекта Jumo 207 началась в 1939 году. Он стал продолжением разработки двигателя Jumo 205  и предназначался для  постройки высотных самолётов. В отличие от своего предшественника Jumo 207 имел центробежный компрессор и нагнетатель, цилиндры и внутренние измерения остались аналогичными с Jumo 2005. Было  разработано 4 разновидности двигателя Jumo 207 с индексами от А до D. Версия 207-го А-0 в 1940 году испытывалась на Ju86P. 17 сентября 1940 года опытный образец впервые достиг высоты 10 000 метров. Проблемы с двигателе в течении испытательных полётов привели к последовательному созданию версий A-1 и A-2. Все моторы имели передаточное число редуктора пропеллера 0,632.

 

Двигатели В-серии имели предаточное число 0,602. Мотор с индексом В-1 не был построен, а вот В-2 стал основным. В-3 получил более мощный компрессор и систему впрыска Gm1. Jumo 207B использовался на улучшенном варианте самолёта Ju86R с 1942 и позволил достигнуть рабочей высоты в 12 000 метров.

С-серия проектировалась с тем расчётом чтобы иметь возможность существенно повышать свою мощность, хотя бы на небольшой промежуток времени. D- серия отличалась повышенной мощностью. Разработки обоих типов были завершены в 1944 году, вероятно некоторые из них проходили испытания на самолётах Ju86  P и R , BV222 C-0, и возможно на Ju 252, однако серийное производство так и не было начато.

 

Двигатель Jumo 207

2-х тактный 6-ти цилиндровый дизельный авиационный двигатель  с рядным расположением цилиндров Jumo 208

Jumo 208 впитал в себя последние новинки фирмы Юнкерс отработанные на двигателях Jumo 206 и Jumo 207. Его разработки начались в 1939 году и продолжались до 1942 года. Двигатель предназначался для установки на самолёт Ju90, однако фирма построила только 12 экземпляров двигателя на которых проходили стендовые испытания , они также устанавливались в качестве центрального двигателя на Ju 52. В серийное производство 208-й так и не пошёл.

В качестве эксперимента создавался проект сдвоенного двигателя на основе 208. Проект получил название Jumo 218, но так и не был реализован в металле.

Двигатель Jumo 208 предполагалось использовать также на самолётах Ju86 R-3 однако проект не был реализован. Есть основания полагать , что 208-й испытывался на Ju86 R-1 и R-2,и как уже упоминалось на Ju52 . Ju90 – тый скорее всего так и не дождался своего 208-го.

Есть данные о постройке в течении Второй Мировой войны нескольких моторов Jumo 208s , но насколько известно испытаний они не проходили. Проект был закрыт.

2-х тактный 6-ти цилиндровый дизельный двигатель с противопоставленными поршнями Jumo 209

Jumo 209 имел жидкостное охлаждение ,это следующий шаг в развитии  двигателей Jumo 207/208. 209-й имел мощность 736kW. Другой информации об этом двигателе пока нет.

2-х тактный 12-ти цилиндровый дизельный двигатель с противолежащими поршнями Jumo 218

Это сдвоенный двигатель Jumo 208 предназначенный для использования на высотных самолётах типа Ju86P или He177B.  Однако разработка этого проекта была останговленна на очень ранней стадии.

2-х тактный 24-х цилиндровый дизельный двигатель Jumo 223

Jumo 223 это дизельный двигатель, который был разработан на основе 4-х дизельных двигателей  Jumo 207  , скомпонованный в форме коробки с четырьмя коленчатыми валами. Двигатель был водяного охлаждения. Разработка была начата в 1939 году к стендовым испытаниям приступили к самому закату 3-го Рейха. Дальнейшая разработка не производилась.

2-х тактный 24-х цилиндровый дизельный двигатель Jumo 224

Дизельный Jumo 224 был дальнейшим развитием двигателя модели Jumo 223 основанный на четырех двигателях Jumo 207B-3. Его разработка была начата в 1943. Однако в том же году разработка двигателя была свёрнута т.к. было отдано предпочтение разработке реактивных двигателей. Стараниями фирмы или инициативой его инженеров к концу  ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Jumo 224 был готов к статическим испытаниям. Позже в Дессау , а затем в Москве работы над Jumo 224 были продолжены.  Работу продолжил бывший инженер фирмы «Юнкерс» Г. Юнкерс (?)

Типы Самолета, оснащавшиеся Jumo 223/224:

К широкомасштабным испытаниям Jumo 224 так и не приступали. Были проведены ряд статических испытаний, кроме того, есть данные об одном испытательном полёте  на  Ju52.

Текст подготовлен по материалам отечественной и зарубежной прессы 25.03.2007г.
О всех неточностях, дополнениях и исправлениях просьба сообщать 
автору публикации или владельцу сайта
В. Лихолат

<< На предыдующую страницу

На следующую страницу >>

Hosted by uCoz