Бронетехника Вермахта на службе в РККА в период ВМв.
Ремонт трофейной техники

Трофейные танки направляются для ремонта на предприятиях Москвы, Западный фронт, июль 1942 г.Captured tanks are being sent for repairs to Moscow. Soviet Western Front. July 1942.

Погрузка трофейнных танков PzKpfw III для отправки в ремонт на тынловых предприятиях. Сенверо-западнее Сталиннграда, январь 1943 г. Captured PzKpfw III being loaded to be sent for repairs in the rear-area lactones. Northн-west of Stalingrad, Jan. 1942. Эшелон с исправными немецкими танками, захваченный нашими войсками на одной из станций Северного Кавказа, февраль 1943 г. A trainload of fully-operationaJ enemy tanks captured by the Soviet troops in a railway station in the North Caucasus, Feb. 1943.

Восстановлением и ремонтом трофейной техники занимался целый ряд предприятий. Например, в Москве это были заводы лПодъемник╗, лКрасный пролетарий╗, имени Ухтомского, № 37 (филиал), машиностроительный завод опытных конструкций при Всесоюзном институте механизации  сельского  хозяйства   (МЗОК ВИМ), а также ряд других. К сожалению, полной информации об объемах проведенных на этих предприятиях работ нет. Достоверно известно, что филиал завода № 37 (созданный на площадях эвакуированного в Свердловск танкового производства) в течение 1942 года отремонтировал 3 танка PzKpfw II. 3 танка 38(t) ( в документах именуются как лПрага╗) и 115 трофейных автомобилей.

Большой объем по ремонту трофейной техники был выполнен на МЗОК ВИМ. Этот завод еще до войны изготавливал трансмиссии и элементы ходовой части легких танков и танкеток, а в 1939 году разработал лминный заградитель-прицепку╗ на базе танка Т-37. Трофейные танки в номенклатуре ремонтной техники составляли не более 30 процентов, причем их пик пришелся на 1942 год.

С начала 1943 тогда вместо ремонта трофейных танков заводу пришла разнарядка на увеличение отгрузки отремонтированных трофейных грузовых автомобилей и гусеничных и полугусеничных (в документах Ч колесно-гусеиичных) тракторов.

После окончания войны и до 1955 года завод занимался переделкой трофейной боевой техники (в особенности Ч артиллерийских тракторов, транспортеров и легких танков) в подъемные краны и машины сельскохозяйственного назначения.

По воспоминаниям ветеранов, на заводе BUM ремонтировались не только немецкие и чехословацкие, но и французские танки. Однако количество последних, было невелико.

Эшелон с исправными немецкими танками, захваченный нашими войсками на одной из станций Северного Кавказа, февраль 1943 г. A trainload of fully-operationaJ enemy tanks captured by the Soviet troops in a railway station in the North Caucasus, Feb. 1943.

Рабочие одного из заводов Москвы осматривают прибывший для ремонта танк PzKpfw III, апрель 1942 г.Workers of a Moscow factory examining a PzKpfw III tank delivered for repairs. April 1943.

Ремонт танка 38 (t) ЦлП рага╗ на заводе МЗОК ВИМ, Москва, май 1942 г. А 36 (I) Prague tank being repaired at the MZOK VIM factory. Moscow, May 1942. Прибывшая с фронта бригада танкистов-ремонтников за изучением трофейных StuG III (из состава 192-го дивизиона штурмовых орудий) на одном из московских заводов, апрель 1942 г. A team o( repairmen, who have arrived from the frontline to a Moscow factory, is studying StuG Ills, captured from the 192 Assault Gun Battalion. Aprd 1942.

Но объяснялось в первую очередь тем, что части Красной Армии захватывали их в небольшом количестве. Например, на территории, МЗОК ВИМ к осени 1942 года скопилась довольно большая коллекция французских машин, за ремонт которых долгое время никто не брался. Но к 1 октября 1942 г., ввиду особой потребности фронта в танках, завод отремонтировал сверх плана 11 танков лРено╗ и лГочкис╗. По воспоминаниям С.А.Свирина и К.В.Мурашкнна на некоторые из этих танков поставили отечественные автомонбильные моторы, а также пулеметы ДТ и 20-мм пушки ТНШ.

По воспоминаниям  работников МЗОК ВИМ, наилучшим трофейным танком был PzKpfw 38(1). так как лимел довольно простой и надежный двигатель и несложные механизмы трансмиссии... Если чешский танк не горел, он, как правило, восстанавливался. В то же время практически все немецкие танки требовали гораздо более деликатного обращения╗.

В конце 1942 года из-за больших проблем с боеприпасами для 37-мм пушек танков PzKptw 38(t) и французских танков, чехословацкие машины перевооружались советской 45-мм танковой пушкой 20К обр. 1932/34 гг. (по разным данным ею было перевооружено от восьми до десяти танков). Есть упоминание и о французском танке лРено╗, перевооруженном такой же артсистемой. Однако попытки установить нашу лсорокопятку╗ в танк PzKpfw III вместо 37-мм немецкой танковой пушки были сочтены неудачными. Дело в том, что высота 20К значительно превышала таковую у немецкого орудия, скомпонованного очень плотно.

В феврале 1942 года в ВИМ прибыли 3 командирских танка Kl.Pz.Bfwq на шасси Pz.Kpfw.l Ausf.B (ПО документам именуются как лнемецкие пулеметные радиотанки без башни╗). Первоначально их ремонт не представлял интереса, так как танки не имели пушек, а радиооборудование было неисправно. В то же время Красной Армии требовались хорошо вооруженные машины, и поэтому на заводе объявили конкурс на оснащение их артиллерийским вооружением. Особого выбора не было, так как в то время ВИМ располагал только 40 20-мм пушками ТНШ и авиационными мотор-пушками ШВАК, а также пятью 45-мм танковыми пушками обр. 1938 года.

Прибывшая с фронта бригада танкистов-ремонтников за изучением трофейных StuG III (из состава 192-го дивизиона штурмовых орудий) на одном из московских заводов, апрель 1942 г. A team o( repairmen, who have arrived from the frontline to a Moscow factory, is studying StuG Ills, captured from the 192 Assault Gun Battalion. Aprd 1942. Трофейная техника, свезенная для ремонта, во дворе одного из московских заводов (предположительно завод им.Ухтомского}: PzKpfwII, огнеметный вариант PzKpfw И "Фламинго", PzKpfwIII, 35(t),38(t), StuG III, бронетранспотреры Sdkfz 250. На многих машинах виднны эмблемы немецких танковых дивизий. Апрель 1942 г. Repair-intended captured materiel in the yard ot a Moscow factory (supposedly, the Ukhtomsky factory): a PzKpfw II. a flame-thrower version of the PzKpfw II Flamingo, a PzKpfw III, a 35(t), a 38(t), a StuG III, Sdkfz 250 Armoured personnel carriers. Many vehicles still carry insignia of Wehrmacht Panzer divisions. Ремонтники осматривают танки PzKpfw Ml, на переднем плане танк PzKpfw III из состава 18-й танковой дивизии немцев, оснащенный оборудованием для подводного хода, апрель 1942 г. Repairmen examining PzKpfw III lanks. In the foreground: a PzKpfw III of the 18 Panzer Division, fitted with wading equipment. Apnl 1942.
Ремонтники осматривают танки PzKpfw Ml, на переднем плане танк PzKpfw III из состава 18-й танковой дивизии немцев, оснащенный оборудованием для подводного хода, апрель 1942 г. Repairmen examining PzKpfw III lanks. In the foreground: a PzKpfw III of the 18 Panzer Division, fitted with wading equipment. Apnl 1942.

Транспортировка таннка 38(t) "Прага" к месту ремонта при помощи подъемного крана, апнрель 1942 г. A 38(t) Prague tank being transported to the repair area with the use of a crane. April

Французские бронеавнтомобили АМО-35 (в вермахте использовались под обозначением "Panard" 178(f)) на ремонтном заводе в Москве. Передний броневик уже прошел ремонт и предназначен для передачи в Красную Армию. Машина перекрашена в стандартный советский защитный цвет 4 БО. Апрель 1942 г. French-made AMD-35 armoнured cars (designated by the Wehrmacht as Panard 178(f)) at a Moscow repair factory. The forward armoured car has just been fixed and is due to be handed over to the Red Army. The vehicle is painted in standard Soviet 4 BO protective pattern. April 1942. Эшелон отремонтированных танков "Прага" по пути в действующую Армию. Западный фронт, июль 1942 г. Передний танк вместо чехословацких ZB 28 перевооружен пулеметами ДТ. A tramioad of repaired Prague tanks on its way to the line units. Soviet Western Front, July 1942.

Победителем конкурса стал И.Беликов (по другим данным Беляков). Он предложил убрать из все радиооборудование, а вместо пулемета установить 20-мм пушку ШВЛК. Первый танк был переоборудован в начале марта 1942 года. В его лобовой броне прорезали увеличенную амбразуру, в которую на восьми болтах вставили литую маску пушки. В маске находился вкладыш лгрушевидной формы╗ с пушкой, оснащенной спусковым механизмом, рукоятью и плечевым упором. После испытания вооружения орудийную установку дополнили винтовым стопором, и в таком виде две машины отправили на фронт. Дальнейшая их судьба неизвестна.

Помимо МЗОК ВИМ. работы по перевооружению трофейной техники велись и в других местах.

Например, весной 1942 года люберецкий завод № 222 предложил для французского танка спаренную установку огнемета и пулемета. Установка исиытывалась летом того же года на химполигоне в Кузьминках, но больше о ней ничего не известно.

12 апреля 1942 года в техническом управлении Наркомата Вооружений (НКВ) успешно завершились испытания лштурмового истребителя танков╗, изготовленного но проекту инженера Ребезова. Истребитель представлял собой трофейный бронетранспортер, вооруженный противотанковым ружьем Симонова, бутылкометом и пулеметом на вертлюге.

Первое боевое применение истребителя Ребезова имело место па Западном фронте в мае 1942 года. В течение нескольких дней две доставленные в распоряжение 33-й арнмии боевые машины принимали участие в боях местного значения. Причем, ввиду отсутствия у неприятеля танков они использовались для блокирования и уничтожения огневых точек. К I июня в распоряжение фронта было отгружено еще семь таких машин, но подробностей о них не известно.

Вообще, вопросы перевооружения тронфейной техники отечественным оружием постоянно контролировались техуправлением НКВ под руководством Э.Сатэля. Ранботы по перевооружению трофейных танков отечественными артсисгечами велись до середины 1944 ГОДЭ. За этот период Предприятиями НКВ были изготовлены и испытаны следующие опытные образцы САУ:

  • САУ ЗИС-57 Ч л57-мм противотанковая пушка ЗИС-2 на шасси танка 38(Т)╗ Ч разработчик завод Ny 92 (г.Горький);
  • 76-мм пушка на шасси PzKpfw II (скорее всего Ч перевооружение САУ лMapдер╗) Ч разработчик НИИ 13;
  • 85-мм зенитная пушка обр. 1939 г. на шасси танка PzKpfw IV Ч разработчики заводы №8 и № 9;
  • СУ-122Г Ч 122-мм гаубица М-30 на шасси трофейного легкого танка с боевым отделением сзади (скорее всего, перевооружение САУ лВеспе╗) Ч разработчик неизвестен;
  • СГ-152 Ч 152-мм гаубица Д-1 на шасси танка PzKpfw IV Ч разработчик неизвестен.

Однако, никаких подробностей о данных САУ, кроме перечня их в сводном отчете техуправления Наркомата Вооружений, пока не найдено.

Танк PzKpfw II, переоборудованный в подъемный кран, работавший на восстановлении одного из заводов Донбасса, 1946 г. A PzKpfw II, refitted into a crane, works at rebuilding one of the destroyed factories of the Donbass regjon. 1946.

Эшелон отремонтированных танков "Прага" по пути в действующую Армию. Западный фронт, июль 1942 г. Передний танк вместо чехословацких ZB 28 перевооружен пулеметами ДТ. A tramioad of repaired Prague tanks on its way to the line units. Soviet Western Front, July 1942.
Оглавление
Публикация подготовлена на основе книги Коломийца М. и Мощанского И. "Трофеи в Красной Армии 1041-1945 гг." 6.07.2007г.
Hosted by uCoz