Бронетехника Вермахта на службе в РККА в период ВМв.
Трофейные автомобили
Трофейный ненецкий грузовик Кгирр L2H143 с 2-см зенитной пушкой Пак 30 на марше. Западный фронт, март 1943 года. A captured Krupp 12H143 truck, mounting the Flak 30 20-mm AA gun. on the move. Soviet west-emfront. Aug. 1941. Советские специалисты осматривают немецкую 2-см ЗСУ (Flak 30) на базе тягача Demag D-7 Sdktz 10/4. Западный фронт, август 1941 г. Soviel experts examining a Demag D-7 Sdktz 10/4 iractor-based Flak 30 20-mm SP AA gun. Soviet Western Front. Aug. 1941 Захваченный у немцев французский мотоцикл Gnome Rhone AX 2RM. Западный фронт, 1941 г. A captured French-made Gnome Rhone AX 2RM bte Soviet Wtstetn Front. 1941

Автомобиль Vandere VII захваченный у немцев под Москвой. Западный   фронт,    январь 1942 г. A Vanderer VIТ саг captured from the Germans vie. Moscow. Soviet  Western   Front,   Jan. 1942 Генерал Белое осматривает немецкий полугусеничный транспортер фирмы Demag модификации D-7 Sdkfz 10. Битва под Москвой, декабрь 1941 г. Gen Belov examining Demag's D-7 Sdkfz 10 half-track cap-twed trom the Germans. Battle of Moscow, Dec. 1941 Транспортер Demag D-7 Sdkfz 10 в частях генерала Белова. Западный  фронт,  декабрь 1941. A Demag D-7 Sdkfz 10 hal-track operaled by Gen. Bek» personnel Soviet Western Rom. Dec. 194).
Немецкое 2-см ЗСУ Flak 30 на базе полугусеничного тягача фирмы Demag SdKfz 10. Западный фронт, декабрь 1941. A Demag Sdktz W halt-track-based Flak 30 20-mm SP AA gun. Soviet Western Front, Dec 1941, Немецкий транспортный полугусеничный тягач Demag SdKfz 10. Сражение под Москвой, декабрь 1941 г. A German Demag Sdktz Ю halt-track tractor. Battle of Moscow. Dec. 1941. Советские бойцы ремонтируют трофейный полугусеничный тягач SdKtz 7. Донской фронт, декабрь 1942 года. Soviet Iioops being repaired a captured half-track SdKfz 7. The Don Front. December 1942. Трофейный немецкий полугусеничный тягач SdKfz 10 с 20-мм орудием Flak 30 буксирует два 37-мм зенитных орудия обр. 1939 года. Северный Кавказ, весна 1943 года. A captured SdKfz 10 half-track-based Flak 30 20 mm SP AA gun transport two soviet 37 mm AA guns model 1939. The Northern Caucasus, spring 1943.

Если доля немецких танков в советских частях всегда была невелика, то автомобили, мотоциклы и полугусеничные тягачи германского производства применялись куда более интенсивно.

Обычно захваченная у немцев авто-техника приходовалась как «бесхозная» и включались в состав захвативших их частей. Дабы избежать конфликта с трофейными командами фронтового и армейского подчинения в отчетах о боевом составе, марка трофейных машин в документах не указывалась. Правда вышестоящее командование смотрело на все эти хитрости сквозь пальцы, так как несмотря на англо-американские поставки автотранспортных средств остро не хватало.

Довольно часто из трофейных автомобилей формировали внештатные автобатальоны, чаще всего армейского подчинения. Причем количество машин в них не регламентировалось и определялось наличием трофейных автомобилей. Например, такие батальоны имелись в составе 37-й  (апрель 1942 года). 43-й (весна 1943 года, полностью состоял из трофейных автомобилей), 18-й (январь 1945 года) и ряд других армий.

Начиная с весны 1942 года тыловые ремонтные предприятия стали получать разнарядки на ремонт трофейной авто-мото-техиики, Например, план по ремонту трофейных мотоциклов предприятиями Наркомата Среднего машиностроении на апрель-май 1943 года составлял 350 и 150 штук соответственно (выполнено 315 и 98).

В марте 1943 года вышло распоряжение начальника тыла РККА, предписывающее «все трофейные автомобили, имеющие двигатель дизеля, в первую очередь направлять для комплектования автомобильных парков танковых армий». Авторы не располагают данными о том, как выполнялось это распоряжение. Но достоверно известно, что к 10 июля 1943 года I8-и танковый корпус 5-й гвардейской танковой армии имел в своем составе 17 легковых и 154 грузовых трофейных автомобиля, а ремонтно-эвакуационные подразделения этой армии на 80% были укомплектованы «трофейными тягачами Крупп, Майбах, Фамо и Краус-Маффей».

Однако, примерно с августа 1943 года ремонт трофейной техники в стационарных условиях (с эвакуацией на заводы промышленности) уже почти не производился, так как они были загружены ремонтом отечественной и ленд-лизовской автотехники, поступавшей в Красную Армию во все возрастающем количестве. Тем не менее в войсках находилось довольно много трофейной техники, ремонт которой велся фронтовыми ремонтными базами и мастерскими.

К концу войны в большинстве советских танковых и механизированных соединений значительную часть автомобильной техники представляли трофейные машины: в некоторых подразделениях их удельный вес составлял до 30-40%. Трофейную технику ценили прежде всего за надежность, а также за наличие на значительной части немецких автомобилей дизельного двигателя — они как и большая часть советских танков и САУ, могли работать на солярке, что было удобно при снабжении танковых частей горючим.

Сейчас довольно трудно определить, сколько всего трофейных автомобилей, тягачей и мотоциклов использовалось частями Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Достоверно известно, что по состоянию на 1 мая 1945 года в армии имелось 664, 5 тысячи автомобилей, из них: 58.1% — отечественного производства. 32.8% - автомобили, полученные по ленд-лизу и 9,1 % (примерно 60,5 тысяч) - трофейные.

Некоторые советские части (например 6-я гвардейская танковая армия), отправляясь летом 1945 года на Дальний Восток, везли с собой трофейную автотракторную технику, которой пришлось участвовать в разгроме Японии.

Касаясь собственно японских трофеев, которые были захвачены в ходе разгрома Квантунской армии, надо отметить, что из всего большого перечня техники попавшего в руки наших войск ограниченно использовались лишь грузовики. После окончания боевых действий все исправные японские танки, автомобили и самолеты, а также стрелковое и артиллерийское вооружение было передано коммунистическим войскам Китая для ведения боевых действий против гоминьдановскнх войск.

Грузовик Opel-Blitz 3.6-36S 5-й танковой дивизии вермахта осматривается советскими специалистами. Западный фронт (Севернее Орла), июнь 1943 г. An Opel-Blitz 3.6-36S truck of the Wehfmacht 5' Panzer Dwsion being examined by Soviet experts. Soviet Western Front (west ofOryoi), June 1943. Немецкий полугусеничный тягач SdKfz 10, использовавшийся в частях Красной Армии. Закавказский фронт, район Нальчика, ноябрь 1942 года. A captured SdKfz 10 half-track, operated by the Red Army units. The Trans-Caucasian Front, vie. Nattehik, November 1942. Немецкий грузовик Opel-Blitz 3,6-36S и советская пушка ЗИС-3 на переправе. Румыния, 1944 г. A German-made Opel-Blitz 3.6-36S and Soviet gun ZlS-3 on the bridge. Romania. 1944 Грузовик немецкого производства Opel-Blitz 3.6-36S на марше. Лето 1944 г. An Opel-Blitz 3.6-36S truck on the roadmarch, summer 1944.
Трофейный полугу­сеничный транспортер буксирует 152-мм орудие. Венгрия, осень 1944 г. A captured half-track towing a 152-mm gun. Hungary, autumn 1944. Штабной автомо­биль Volkswagen Kfz 82 из состава советских войск (номер А-3 • 83 - 79). Вильнюс, 1944 год. A captured Volkswagen К1г 82 command vehicle (name lag A-3-83-79) operated by Soviet troops. Vilnius. 1944. Переправа советских войск через Березину. За танком следует санитарный автомобиль Renault AHN захваченный у немцев. Лето 1944 г. Soviet troops crossing the Вегелпа river. The tank is fol­lowed by a captured Renault AHN ambulance. Summer 1944. Выставка ремонтных частей 1-го Белорусского фронта. Надпись на летучке SdKfz 9 18-ton. «Бей врага его же собст­венной техникой». Бело­руссия 1944 г. The 1' Belarussan Front repair units' exhibition. The motto on the Sdktz 9 18-ton field repair vehicle reads: "Kick the enemy's butt using his own materiel!". Belorussia. 1944.
Полугусеничный мотоцикл Kettenkrad HK 101 фирмы NSU. Разведподразделения 1-го Белорусского фронта. Белоруссия, лето 1944 г. An NSU's Kettenkrad HK 101 half-track bike operated by scouts ot the 1 Belorussian Front. Belorussia, summer 1944. Немецкий трофейный грузовик Tatra чехословацкого производства захваченный советскими войсками. Чехословакия, май 1945 г. A captured Czech-made Taira truck. Czechoslovakia. May 1945. Тягач SdKfz 7.8-ton немецкого производства из состава 6-й танковой армии. (Надпись: "Сталинград-Берлин»). Берлин, май 1945 г. A German-made Sdkiz 7.8-tonne tractor operated by the & Armoured Army. The legend reads: 'Stalingrad - Berlin' Berlin. May 1945. Немецкие автомобили захваченные в Гданьске (Данциг), март 1945. German cars captured in Gdansk (Danzig). March 1945.
Немецкие грузовики Opel-Blitz 3.6-36S из состава 6-й танковой армии в Манчжурии, август 1945 г. German-made Opel-Blitz 3,6-36S trucks operated by the 6" Armoured Army in Manchuria. Aug. 1945. Грузовик (sudzi) 1 ,5-t японского производства использованный советскими войсками. Харбин, август 1945 года. A Japan-made Isuzu l.5 tonne truck operated by the Soviet troops. Harbin. Aug. 1945 Автобус на базе грузовика Opel-Blitz 3,6-47. Использовался частями тыла Красной Армии, 1944 г. А Opel-Blitz 3,6-47 tuck-based bus operated by Soviet combat servrce support units. 1944
Командование артиллерии 4-го Украинского фронта в автомобиле Opel Kapitaen немецкого производства. Германия, май 1945 г. The 4* Ukrainian Front Field Artillery commanders in a cap-lured    Opel    Карпдп    car. Germany, May 1945. Немецкие гражданские автомобили использованные командованием Красной Армии. Германия 1945 г. German civilian cars operated by (he Red Army commanders Germany. 1945 Штабной автомобиль Красной армии на улицах Берлина, Май 1945 г. A Red Army command vehicle m the streets ot Berlin. May 1945
Фотокорреспонденты в немецком трофейном автомобиле. Германия 1945 г. Штабная машина Opel Admiral генерал-полковника Катукова. Германия, апрель 1945 г. Col -Gen KatuKov s Ope; Admiral command vehicle Germany. April 1945. Советская Армия принимает технику капитулировавшего противника. Германия, май 1945 г* The Soviet Army accepts the materiel following the surrender of the enemy
Оглавление
Публикация подготовлена на основе книги Коломийца М. и Мощанского И. "Трофеи в Красной Армии 1041-1945 гг." 9.07.2007г.
Hosted by uCoz