Бронеавтомобили РККА

Часть 2

Д-8/Д-12
Легкий бронеавтомобиль Д-8 был изготовлен в 1931 году на Ижорском заводе. Его проект разработало Опытно-конструкторское и испытательное бюро УММ РККА, возглавляемое Н.И.Дыренковым. Следует отметить, что изобретатель-самоучка Николай Дыренков имел только начальное образование. Однако, судя по сохранившимся документам, он имел весьма напористый характер и умел убеждать в своей правоте. Это было подчас и не очень сложно, поскольку очень немногие тогдашние военные руководители в СССР имели высшее и тем более высшее техническое образование. Н.И.Дыренков имел, без сомнения, неплохие организаторские способности. Сразу после создания КБ он развернул бурную деятельность по целому ряду проектов: танков, бронеавтомобилей, бронированных тракторов, боевых химических машин, мотоброневагонов. Н.И.Дыренков разрабатывал сварные и штампованные корпуса для танков, новый состав брони, вездеходы и трансмиссии Ч всего более 50 различных конструкций за полтора года! Но природная изобретательность не могла компенсировать отсутствие инженерного образования, и почти все его проекты оказались неудачными.

Примером изобретательности и напористости Н.И.Дыренкова служит и история создания бронеавтомобиля Д-8. Вот что пишет в своей книге лАвтомобили России и СССР╗ известный историк отечественного автомобилестроения Л.М.Шугуров:

л...Во время визита на завод одного из заместителей наркома обороны в 1931 году тот, просматривая в кабинете Дыренкова американский журнал лАрми Орднанс╗, обратил внимание хозяина кабинета на последние модели бронеавтомобилей США. Они имели низкий силуэт и сильно наклоненные броневые листы, способствующие рикошетированию пуль. Дыренков ответил, что работа над подобной моделью у него уже идет и завтра он готов ее продемонстрировать. После ухода гостя Дыренков распорядился снять легковой кузов со своего служебного автомобиля, вызвал плотника и уже к вечеру на шасси стоял фанерный макет со следами карандаша, которым изобретательный инженер размечал выкройки прямо по листам фанеры. Затем подогнанный по шасси макет разобрали и по импровизированным фанерным лекалам вырезали из бронелистов панели, собрали из них кузов, установили его на шасси. Самым трудоемким оказалась сушка окрашенного масляной краской броневика посредством паяльных ламп. Но к полудню Дыренков смог представить высокому гостю готовый для пробных стрельб корпус Д-8, смонтированный на шасси ГАЗ-А...╗

Повидимому, прототипом при создании Д-8 послужил американский полубронированный автомобиль Т.6, имевший корпус аналогичной формы. В качестве же шасси использовался, скорее, лФорд А╗, а не ГАЗ, который тогда еще не производился.

Характерной особенностью Д-8 (как, впрочем, и его американского прототипа) было отсутствие башни. Корпус машиныЧ клепаный, собирался из катаных броневых листов толщиной 3 и 7 мм, располагавшихся под сравнительно большими углами наклона. Для наблюдения за полем боя в крышке смотрового люка водителя и боковых дверях корпуса имелись смотровые щели, закрывавшиеся изнутри бронезаслонками. В крыше корпуса также находился люк для наблюдения.

Бронекапот с откидывающимися боковыми складными дверцами впереди имел жалюзи, через которые к радиатору подавался воздух. В боевой обстановке эти жалюзи закрывались, а воздух шел через наклонный бронелоток, защищавший переднюю ось и картер.

Вооружение бронемашины состояло из пулемета ДТ с запасом патронов в 2079 шт. (в том числе 756 бронебойных), расположенного в правом лобовом листе, рядом с водителем, и такого же запасного пулемета, для которого, по предложению К.Е.Ворошилова, в кормовой части была предусмотрена дополнительная огневая точка. Поскольку в боковых стенках имелись еще две бойницы, снабженные бронезаслонками, экипаж Д-8 в случае необходимости мог вести почти круговой обстрел.

Одновременно с Д-8 был разработан и построен его вариант Д-12, вооруженный еще и зенитным пулеметом системы лмаксим╗. Он устанавливался на авиационной турели на крыше бронекорпуса. Стрельба из него велась с остановок. Из-за этого корпус в задней части пришлось изменить, увеличив объем боевого отделения и уменьшив угол наклона кормовых листов брони. Задний пулемет ДТ на машине Д-12 уже не устанавливался.

За счет изменения формы корпуса и появления дополнительного вооружения боевая масса Д-12 возросла до 1,65 т против 1,6 т у Д-8. Однако на динамических характеристиках бронеавтомобиля это не отразилось: обе машины развивали максимальную скорость по шоссе до 85 км/ч. Одинаковым был и запас хода Ч 225 км по шоссе и 190 км по проселку. Вместе с тем, испытания выявили и массу недостатков.

В феврале 1931 года машины были осмотрены комиссией НТК УММ РККА. В заключении комиссии говорилось: лПризнать, что бронеавтомобили Д-8 и Д-12 не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к легким разведывательным автомобилям ввиду неудобства пользования вооружением, плохой видимости для водителя и перегрузки передней оси╗.

Тем не менее, после небольших доработок эти бронеавтомобили были рекомендованы для серийного производства Ч ведь ничего другого просто не было, а армия нуждалась в новой технике. В течение 1932Ч1934 годов Ижорский завод изготовил до 50 таких броневиков.

Следует отметить, что параллельно с разработкой бронеавтомобилей Д-8 и Д-12 на Ижорском заводе были изготовлены еще несколько броневиков на шаснси лФорд-А╗. Внешне все машины (в документах именуются как лФорд-А╗ с броней╗, или лколесные танкетки╗) были очень похожи. Они представляли собой броневые ящики без крыши, смонтированные на шасси Форд-А и вооруженные двумя пулеметами каждая (один пулемет размещался в лобовом листе справа от водителя, а другой Ч на штыревой установке в центре броневого кузова).

Очевидные конструктивные недостатки бронеавтомобилей Д-8 и Д-12, а такнже поступление в армию новых типов легких броневиков предопределили их использование в основном в качестве учебных. Известен лишь один факт боевого применения Д-8 в ходе Зимней войны Ч в составе 117-го отдельного разведывательного батальона 163-й стрелковой дивизии 9-й армии имелись три машины этого типа. В ходе боев все они были потеряны. Причем один броневик, захваченный финнами, использовался ими в качестве штабной машины вплоть до ноября 1943 года.

 
         
   
Д-13

Бронеавтомобиль Д-13 был разработан в Опытно-конструкторском и испытательном бюро УММ в 1931 году.

Еще весной 1931-го здесь изготовили опытный образец бронеавтомобиля Д-9. В качестве базы при его создании использовалось шасси трехосного неполноприводного американского грузовика лМореланд╗ (100 таких машин были закуплены в США комиссией И.А.Халепского в 1930 году). Боевая машина массой 7 т имела сварной корпус, выполненный из броневых листов толщиной 4Ч8 мм. Во вращающейся башне была смонтирована 37-мм пушка, а два пулемета ДТ Ч в шаровых установках по бортам корпуса. Экипаж состоял из 3 человек, для посадки которых в бронеавтомобиль с правой стороны корпуса имелась дверь.

Опытный образец Д-9 изготовили в мае 1931 года, летом провели испытания, завершившиеся неудачей. Динамические характеристики и проходимость бронеавтомобиля оставляли желать лучшего. Принятие Д-9 на вооружение признали нецелесообразным и дальнейшие работы над машиной были прекращены.

В отличие от Д-9, при создании бронеавтомобиля Д-13 использовалось значительно более легкое трехосное шасси лФорд-Тимкен╗, благодаря чему масса машины составила только 4,14 т.

Корпус броневика Ч клепаный, на более поздних образцах 1932 года Ч сварной. Изготавливался из броневых листов толщиной 4Ч8 мм.

Вооружение состояло из 37-мм пушки лГочкис╗ (или ПС-1) и пулемета ДТ, размещенных раздельно во вращающейся башне конической формы. Еще один пулемет ДТ располагался в шаровой установке в лобовом листе корпуса справа от водителя. Этот же пулемет при необходимости мог быть установлен в одной из четырех бортовых шаровых опор. Над верхним люком, находившимся в кормовой части крыши корпуса за башней, устанавливалась турель с пулеметом лмаксим╗, предназначавшимся для стрельбы по воздушным целям. Боекомплект состоял из 100 артвыстрелов и 5040 патронов. Для наблюдения за местностью использовались смотровые щели в корпусе и башне, закрывавшиеся изнутри броневыми заслонками. Для посадки экипажа в бортах и корме корпуса имелись двери.

Максимальная скорость машины составляла 55 км/ч. Запас хода по шоссе Ч 130 км. По бортам корпуса крепились запасные колеса, которые имели возможность свободно вращаться, и использовались при преодолении препятствий для исключения посадки машины на грунт днищем. Д-13 был оборудован кормовым постом управления. Максимальная скорость заднего хода не превышала 9 км/ч.

Бронеавтомобиль Д-13 сравнительно успешно прошел испытания и был принят на вооружение РККА. Ижорский завод изготовил небольшую серию из 15 машин.

1 декабря 1932 года Опытно-конструкторское и испытательное бюро УММ расформировали и от дальнейших услуг Н.И.Дыренкова отказались. Все работы по его многочисленным проектам были свернуты.

   
   
ФАИ
 

В 1932 году конструкторы Ижорского завода разработали башенный броневик, получивший обозначение ФАИ (лФорд-А╗ Ижорский). Как видно из названия, в качестве базы использовали все то же шасси лФорд-А╗, сборка которого осуществлялась на заводе лГудок Октября╗ в Канавине. Новая перспективная компоновка машины привела к значительному увеличению ее высоты (до 2240 мм) и массы, достигшей 2 т. Тем не менее, боевые качества и удобство работы экипажа в новом броневике значительно улучшились.

Производство ФАИ началось в 1933 году на Ижорском заводе в Ленинграде, затем было передано на Выксинский завод ДРО, где и продолжалось до 1936 года. Всего за это время заводские цехи покинули 676 броневиков, причем с 1934 года в качестве базы использовалось уже отечественное шасси ГАЗ-А.

Боевая масса ФАИ составляла 2 т. Экипаж состоял из двух человек. Бронеавтомобиль был вооружен 7,62-мм пулеметом ДТ, смонтированным в шаровой установке передней стенки башни. Боекомплект пулемета Ч 1323 патрона. Сварной броневой корпус машины изготавливался из катаных листов толщиной 3,4 и 6 мм. Толщина стенок башни составляла 6 мм. Посадка экипажа производилась через бортовые двери. Наблюдение за полем боя велось через смотровые лючки. В боевой обстановке они закрывались броневыми крышками со смотровыми щелями. В крыше башни имелся люк с откидной куполообразной крышкой. Через него также можно было вести наблюдение вне боя.

Двигатель мощностью 40 л.с. позволял бронеавтомобилю развивать скорость по шоссе до 80 км/ч. Запас хода по шоссе достигал 200 км.

В 1933 году на Ижорском заводе была выпущена модификация ФАИ жд. Для движения по рельсам поверх обычных автомобильных покрышек надевались металлические бандажи с ребордами. На железнодорожном ходу броневик легко развивал скорость до 86 км/ч. Существенным недостатком были большое время (около 30 мин.) установки бандажей и невозможность движения задним ходом быстрее 24 км/ч.

В декабре 1934 года для бронеавтомобиля ФАИ в КБ завода № 1 МОЖЕ-РЕЗ под руководством Н.Г.Орлова был разработан еще один вариант железнодорожного хода.

ФАИ поступали на вооружение танковых частей Красной Армии. По состоянию на 25 марта 1936 года в семи (из 13) военных округах имелось 574 таких броневика. Больше всего их было в Киевском (129), Белорусском (113) и Забайкальском военных округах.

Боевое крещение бронеавтомобили ФАИ получили в Испании. Советские танки и броневики начали в массовом порядке прибывать в эту страну с начала декабря 1936 года и практически сразу бросались в бой.

Так, 20 декабря 1936 года танковую роту под командованием П.Цаплина в составе девяти танков Т-26 и шести бронеавтомобилей ФАИ в кузовах специально оборудованных тяжелых грузовиков перебросили на Арагонский фронт с задачей поддержать операцию по ликвидации Теруэльского выступа. 27 декабря танковая рота пошла в атаку. Бронемашины следовали за танками по дороге, ведя огонь вправо и влево по огневым точкам мятежников. Противник оказывал яростное сопротивление, забрасывая танки бутылками с бензином и ведя огонь из противотанковых пушек. В течение шести последующих дней рота Цаплина еще несколько раз ходила в атаку, но безуспешно. В ходе этих боев было потеряно четыре Т-26 и один ФАИ.

Всего же за годы гражданской войны в Испании СССР поставил республиканцам 33 бронеавтомобиля ФАИ.

В ходе конфликта у р.Халхин-Гол бронемашины этого типа использовались как советскими, так и монгольскими частями. Первые 15 броневиков ФАИ были отправлены в Монголию еще в 1936 году. К весне 1939 года в составе Монгольской народно-революционной армии имелось восемь кавалерийских дивизий, в каждой из которых полагалось иметь по штату девять бронеавтомобилей ФАИ. Однако не все дивизии были укомплектованы по полному штату, так что точно указать число бронемашин ФАИ в монгольских войсках на начало конфликта не представляется возможным. А вот в частях 1-й армейской группы Красной Армии по состоянию на 20 июля 1939 года насчитывалось 80 бронеавтомобилей ФАИ. Они активно использовались в боевых действиях по уничтожению японской группировки.

Боевые машины ФАИ принимали участие в лосвободительном походе╗ в Западную Украину и Западную Белоруссию, а также в советско-финской войне.

Стремление усилить бронезащиту и вооружение легких броневиков неизбежно приводило к увеличению их боевой массы. Стандартное легковое шасси уже не могло выдерживать такую нагрузку Ч на ФАИ она превосходила номинальную примерно на 40%. В результате проходимость машины была довольно низкой на грунтовых дорогах (особенно в весенний и осенний периоды) и полностью отсутствовала на пересеченной местности.

В 1934 году появился трехосный автомобиль ГАЗ-ТК, спроектированный на Горьковском автозаводе как самоходное шасси для 76-мм динамо-реактивной пушки конструкции Л.В.Курчевского (ТКЧ лтрехосный Курчевского╗). По сути, машина эта была все тем же ГАЗ-А, но к его удлиненной раме на поперечной рессоре была подвешена третья ведущая ось, а в главной передаче установлены конические шестерни с большим передаточным числом для обеспечения лучших тяговых качеств при слабом 40-сильном двигателе ГАЗ-А.

Появление нового шасси стимулировало попытки решить проблему проходимости легких бронеавтомобилей. В 1935 году Коломенский завод изготовил опытный образец бронеавтомобиля ГАЗ-ТК, установив на одноименном шасси удлиненный корпус ФАИ. При том же вооружении и броне новый бронеавтомобиль имел более просторное боевое отделение, что позволило оборудовать его радиостанцией и ввести третьего члена экипажа Ч радиста. Заметно возросла проходимость машины. Преодолеваемый подъем достигал 22░. Однако из-за того, что боевая масса возросла до 2,62 т, максимальная скорость снизилась до 63 м/ч. Несмотря на то, что удельное давление ГАЗ-ТК составляло всего 1,8 кгс/см2, маломощный двигатель и ненадежная ходовая часть не позволили довести динамические характеристики броневика до необходимого уровня.

К 1939 году большая часть ФАИ, находившихся в войсках, была сильно изношена в результате длительной эксплуатации. Запасных частей не хватало Ч ГАЗ-А был снят с производства в 1935 году. Выход из создавшегося положения был найден путем перестановки броневого корпуса ФАИ на шасси ГАЗ-М1. Впервые подобную операцию провели на рембазе № 6 в 1938 году. В ноябре 1938 Ч январе 1939 года такой броневик, получивший обозначение ФАИ-М, прошел испытания на НИИБТ полигоне в подмосковной Кубинке.

Бронекорпус с шасси ГАЗ-А был переставлен на шасси М-1, имевшее усиленную накладками переднюю ось. Так как длина рамы М-1 была значительно больше длины броневого корпуса ФАИ, то ее заднюю часть и бензобак забронировали дополнительными листами, приваренными к кормовому броневому листу корпуса. Всего на испытаниях ФАИ-М прошел 3180 км по шоссе и проселочным дорогам. Несмотря на то, что боевая масса машины увеличилась и достигала 2,28 т, благодаря более мощному двигателю динамические качества даже несколько выросли. Например, максимальная скорость по асфальтовому шоссе составляла 83,1 км/ч.

В заключении комиссии, проводившей испытание броневика, говорилось: лМодернизация ФАИ путем постановки корпуса на шасси М-1 делает его по своим динамическим качествам равноценным с БА-20. Однако применение ФАИ-М будет ограничено ввиду наличия неполноценного бронирования. Корпус по конструкции и качеству уступает БА-20. При серийной модернизации необходимо внести следующие изменения:

  1. Усилить передний мост.

  2. Провести герметизацию корпуса (от жидких ОВ и т.п.).

  3. Увеличить запас хода путем установки дополнительного бензобака.

Все перечисленные изменения должны быть осуществлены при серийной модернизации и только после этого бронеавтомобиль ФАИ-М может быть принят для эксплуатации в РККА как дополнительный тип к основному БА-20".

Неизвестно, были ли внесены все вышеперечисленные изменения, но со второй половины 1939 года на рембазах Наркомата обороны начались работы по модернизации ФАИ. Сколько всего бронекорпусов было переставлено с ГАЗ-А на шасси М-1, выяснить пока не удалось. Точно можно лишь утверждать, что подобной переделке подверглись далеко не все броневики.

К началу Великой Отечественной войны в частях Красной Армии числилось 376 ФАИ и ФАИ-М (в документах того периода не проводилось их четкого деления). Известно, что к 22 июня 1941 года небольшое число машин этого типа имелось в 34-й танковой дивизии (8 мк), 24-й танковой дивизии (10 мк), 17-й танковой дивизии (5 мк) и в некоторых других частях. Практически все они были потеряны в первые месяцы войны, хотя отдельные бронеавтомобили этого типа встречаются в списках танковых частей Красной Армии еще весной Ч летом 1942 года.

Летом Ч осенью 1941 года несколько бронемашин досталось финнам, которые использовали наши легкие броневики преимущественно в полицейских и учебных частях. В финской армии ФАИ-М прослужили до 1950 года.

     
 

Разрез башни бронеавтомобиля ФАИ:

1 Ч пулемет ЦТ; 2 Ч корпус башни; 3 Ч смотровая щель с заслонкой; 4 Ч отнкидной колпак; 5 Ч петля откидного колпака; 6 Ч стопор защелки откидного колпака; 7 Ч подушка; 8 Ч шаровая установка пулемета; 9 Ч гильзоулавлива-тель; 10 Ч ремень для стрелка; 11 Ч стопор походного крепления башни

 
 

Бронеавтомобиль ФАИ-М легко отличим от ФАИ по внешнему виду за счет лхвоста╗ Ч броневого кожуха, закрывавшего раму шасси ГАЗ М-1. На специальном кронштейне на кожухе устанавливалось запасное колесо

Бронемашина ФАИ-М, подбитая в первые дни Великой Отечественнной войны. Тип броневика легко определить по характерным куполообразным выштамповкам над головами водителя и командира, колесам от лэмки╗ и вертикальным нижним боковым листам корпуса

Бронеавтомобиль ФАИ-М и тяженлый танк КВ-1 на улице г.Боровска Калужской области, зима 1942 года

БАД - 2
 

В 1932 году техническим отделением ЭКО ОГПУ ПВО совместно с КБ Ижорского завода под руководством Н.Я.Обухова был разработан проект лбронеавтоводомашины╗ с пушечно-пулеметным вооружением. Опытный образец машины, получившей название БАД-2, в том же году изготовили на заводе лБольшевик╗ ( броневой корпус и башня были изготовлены на Ижорском заводе).

Несущий корпус бронеавтомобиля имел заостренный нос с остроскулыми обводами. Он был сварен из 6-мм броневых листов. В лобовом листе корпуса справа от водителя располагался пулемет ДТ в шаровой установке. Остальное вооружение размещалось в двух башнях, установленных вдоль оси корпуса в два яруса.

В передней конической башне, расположенной за отделением управления, размещалась 37-мм танковая пушка Б-3 (5К), созданная на основе немецкого орудия фирмы лРейнметалл╗. Она имела сравнительно небольшой размер казенной части и небольшой откат. Боекомплект пушки состоял из 60 артвыстрелов. Пушка позволяла вести огонь осколочными снарядами на дальность до 2000 м с боевой скорострельностью 12Ч15 выстр./мин. Наведение орудия по вертикали производилось с помощью плечевого упора. Начальная скорость осколочных снарядов составляла 710 м/с, бронебойных Ч 700 м/с. Масса бронебойного снаряда Ч 0,66 кг. Бронепробиваемость на дистанции 1500 м Ч 13 мм при угле встречи 0░.

В цилиндрической кормовой башне, установленной несколько ниже на уступе корпуса, был смонтирован пулемет ДТ, имевший сектор обстрела в пределах 300░. Боекомплект пулеметов состоял из 3000 патронов.

В ходовой части, силовой установке и трансмиссии БАД-2 использовались агрегаты трехосного грузового автомобинля лФорд-Тимкен╗. Машина имела колесную формулу 6x4. На колеса задних ведущих осей для повышения проходимости по мягким грунтам могли надеваться металлические гусеницы. Поскольку БАД-2 представлял собой бронеавтомобиль-дрезину, то для езды по рельсам обычные колеса заменялись железнодорожными скатами. Движение на плаву обеспечивал гребной винт, укрепленный на конце червяка передачи заднего моста, а маневрирование про изводилось путем поворота передних колес.

Двигатель мощностью 40 л.с. позволял боевой машине массой 4,6 т развивать скорость по шоссе до 60 км/ч, по грунтовой дороге с надетыми гусеничными цепямиЧдо 50 км/ч, на рельсах Ч до 90 км/ч и на плаву Ч 6 км/ч.

Экипаж БАД-2 состоял из 4 человек. На машине устанавливалась радиостанция, а в качестве специального оборудования Ч два баллона для постановки дымовой завесы емкостью по 20 л каждый.

Броневик, внешне напоминавший бронекатер, поставленный на колеса, был показан на первомайском параде 1933 года в Ленинграде. В ходе демонстрации машина переплыла Неву, что произвело особенно сильное впечатление на зрителей. Несмотря на столь многообещающее начало, дальнейшие работы по БАД-2 прекратили. Военные потребовали усилить броню и вооружение, повысить надежность машины.

 
  Бронеавтомобиль-дрезина БАД-2 на железнодорожном ходу

Бронеавтомобиль-дрезина БАД-2 на обычном ходу (внизу). Поверх пневматических шин задних ведущих мостов надеты вездеходные гусеничные ленты лОверолл╗

   
БАИ, БА - 3, БА - 6, БА - 6М

В 1932 году на Ижорском заводе под руководством инженера А.Д.Кузьмина разработали бронеавтомобиль БАИ (И Ч ижорский). При его создании использовалось трехосное шасси лФорд-Тимкен╗. Корпус броневика выполнялся полностью сварным, что было передовым для того времени. По бортам корпуса и в его кормовой части имелись двери для посадки экипажа. В цилиндрической сварной башне оригинальной конструкции устанавливались 37-мм танковая пушка ПС-1 (боекомплект 34 артвыстрела) и отдельно от нее пулемет ДТ в шаровой установке. Второй пулемет ДТ размещался в лобовом листе корпуса справа от водителя. За счет переменной высоты крыши корпуса (подбашенный лист располагался заметно ниже крыши водительской кабины) удалось существенно снизить общую высоту боевой машины.

Масса бронеавтомобиля составляла 5 т. Толщина броневой защиты корпуса и башни колебалась в пределах от 4 до 8 мм. Максимальная скорость движения достигала 63 км/ч. Запас хода по шоссеЧ 150 км.

В опытном порядке на БАИ была установлена радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной, смонтированной по периметру корпуса.

На броневиках этого типа отрабатывалось и приспособление для движенияпо железнодорожному полотну. Переход на железнодорожный ход осуществлялся с помощью установки стальных колес с ребордами на переднюю и заднюю оси машины.

В 1933 году на машине испытывалась 37-мм динамо-реактивная пушка лК╗ (безоткатная пушка системы Л.В.Курчевского) с начальной скоростью снаряда 560 м/с. Орудие размещалось в штатной башне БАИ. Для этого в броне башни спереди и сзади были проделаны отверстия с броневыми щитками. Такая конструкция обусловила очень маленький угол наведения пушки в вертикальной плоскости: от Ч 3░40' до +1░45'. Боекомплект орудия состоял из 20 выстрелов. При стрельбе использовался танковый телескопический прицел. Дальность действительной стрельбы составляла 2 км.

В 1933Ч1934 годах была изготовлена небольшая серия бронеавтомобилей БАИ Ч90 машин.

В 1934 году Ижорский завод выпустил усовершенствованную модель Ч БА-3. Корпус БАИ при этом подвергся незначительным изменениям: на 50 мм была удлинена корма, в моторном отделении появились окна для выхода воздуха, была укорочена подножка и на задних крыльях предусмотрены крепления для вездеходных гусеничных цепей. Крепление   корпуса   на   шасси   автомобилялФорд-Тимкен╗ осуществлялось с помощью 10 кронштейнов, которые через резиновые прокладки привертывались болтами к лонжеронам шасси.

Главным же отличием новой машины стала башня с вооружением. БА-3 получил башню от танка Т-26 с уменьшением толщины брони до 8 мм (по альбому лБронемашины╗ НИБТ Полигона ГБТУ КА 1944 года, согласно лВременному краткому описанию бронеавтомобиля БА-3╗, составленному тем же полигоном в октябре 1934 года, броня башни Ч 9 мм) со штатной спаренной установкой вооружения Ч 45-мм пушкой 20К обр. 1932 г. (боекомплект 60 артвыстрелов) и пулеметом ДТ. Внушительный боекомплект размещался частично в башне, а частично в корпусе бронеавтомобиля. В нише башни располагались два сотовых стеллажа на 40 снарядов, вдоль бортовых стенок башни имелись гнезда на 12 снарядов (по 6 на сторону) и вдоль стенок бронекорпуса в боевом отделении еще 8 гнезд (по 4 на сторону). В четырех стеллажах в башне и корпусе размещались 53 магазина для пулеметов ДТ.

Для увеличения проходимости впервые в советском бронеавтомобилестроении на задние скаты БА-3 надевались вездеходные гусеницы, известные под иностранным названием лОверолл╗. Каждая гусеница массой 71 кг состояла из 25 звеньев (плиц) размерами 80x35 мм. Длина гусеницы составляла 4500 мм, ширина Ч 80 мм, шаг Ч 180 мм. Надевание гусениц при участии всего экипажа бронеавтомобиля занимало 10Ч15 мин.

В июне 1934 года бронеавтомобиль БА-3 с корпусом из неброневой стали проходил испытания на НИБТПолигоне УММ РККА в подмосковной Кубинке. Входе испытаний 5,82-тонная машина развила по асфальтированному шоссе скорость 70 км/ч, по сухой же проселочной дороге максимальная скорость не превышала 35 км/ч. Двигатель при этом сильно перегревался, поэтому было рекомендовано улучшить систему охлаждения. Требовала усиления и передняя подвеска. В остальном серьезных недостатков замечено не было, требовалось внести лишь ряд мелких изменений в компоновку внутренних агрегатов. Как следует из заключения комиссии, лбронеавтомобиль показал хорошие качества, необходимые для боевой машины и вполне пригоден для оснащения РККА╗. Производство БА-3 было налажено на Ижорском заводе и Выксинском заводе дробильно-размолочного оборудования, которые в 1934 Ч 1935 годах изготовили 180 бронемашин этого типа.

В декабре 1934 года КБ завода №1 МОЖЕРЕЗ под руководством Н.Г.Орлова спроектировало железнодорожный вариант бронеавтомобиля Ч БА-3 жд. Эта машина была испытана в начале лета 1935 года, но, несмотря на успешное завершение испытаний, серийно не выпускалась Ч Выксинский завод ДРО не смог взяться за производство БА-3 жд, поскольку был перегружен заказами.

В 1936 году на опытном образце БА-3 вместо штатной 45-мм пушки был уста установлен 12,7-мм крупнокалиберный пулемет ДК. Для ведения прицельной стрельбы из спаренной установки пулеметов ДК и ДТ использовался прицел ПЯ. Боекомплект состоял из 1750 патронов калибра 12,7 мм и 2079 патронов калибра 7,62 мм.

К 1935 году на ГАЗе был освоен выпуск отечественного трехосного автомобиля ГАЗ-AAA, на базе которого Ижорский завод быстро разработал новый броневик. По размещению боекомплекта, узлов и агрегатов эта машина принципиально от своего предшественника БА-3 не отличалась. Внешне ее можно было определить по увеличенной до 1940 мм (у БА-3 Ч 1905 мм) ширине колеи и отсутствию задней двери, задних смотровых лючков и подножки в кормовой части корпуса. На этом броневике впервые применили пулестойкие шины ГК, заполненные губчатой резиной. Благодаря более строгой весовой дисциплине, а также облегченному шасси ГАЗ-AAA, по сравнению с лФорд-Тимкен╗, массу бронеавтомобиля удалось уменьшить до 5,12 т при сохранении прочих тактико-технических параметров.

В отличие от БА-3, на БА-6 устанавливался отечественный карбюраторный двигатель ГАЗ-АА мощностью 40 л.с. при 2200 об/мин

С 1936 по 1938 год Ижорский завод выпустил 386 бронеавтомобилей БА-6.

Было изготовлено и небольшое количество броневиков этого типа в варианнте БА-6 жд. При перестановке с обычного на железнодорожный ход на переднем и заднем мостах машины вместо пневматиков устанавливались железнодорожные скаты специальной конструкции. Рулевое управление блокировалось. При массе 5,9 т БА-6 жд развивал по железной дороге скорость до 55 км/ч.

В 1936 году был изготовлен опытный образец модернизированного броневика БА-6М с башней в виде усеченного конуса, с увеличенной толщиной брони до 10 мм и 50-сильным двигателем М-1. В связи с установкой конической башнии уменьшением объема боевого отделения боекомплект сократили до 50 выстрелов к пушке и 2520 патронов к пулеметам ДТ.

Одновременно с БА-6М на Ижорском заводе построили его облегченный вариант  вооруженный 12,7-мм пулеметом ДК вместо пушки. При этом в башне устанавливался только крупнокалиберный пулемет, 7,62-мм пулемет ДТ размещался в шаровой опоре лобового листа корпуса. Боекомплект состоял из 1000 патронов к пулемету ДК и 1512 патронов к пулемету ДТ. Емкость топливных баков увеличили с 65 до 94 л. Запас хода бронеавтомобиля возрос со 197 км до 250 км. За счет более рациональной компоновки, несмотря на усиление броневой защиты, масса броневика снизилась до 4,8 т. Максимальная скорость по шоссе возросла до 52 км/ч.

БА-9, боевая масса сократилась до 4,5 т. Максимальная скорость по шоссе составляла 55 км/ч. Емкость топливных баков увеличилась до 104 л. Запас хода по шоссе возрос еще больше.

 
 

Бронеавтомобили БАИ движутся мимо Исторического музея на Красную площадь. Москва, 7 ноябнря 1933 года

Бронеавтомобиль БАИ, масштаб 1:35

Бронеавтомобили БАИ на Красной площади. 7 ноября 1934 года. На заднем плане  бронемашины Д-8 и ФАИ, а также самоходные установки СУ-1-12

Бронеавтомобиль БА-3 во время испытаний на НИБТПолигоне. 1934 год

 

По указанию наркома обороны К.Е.Ворошилова в 1937 году Ижорский завод должен был изготовить 100 БА-9 для кавалерийских частей. Однако из-за отсутствия нужного количества пулеметов ДК этого сделать не удалось.

Бронеавтомобили БА-3 и БА-6 поступали на вооружение разведывательных подразделений танковых, кавалерийских и стрелковых соединений Красной Армии. В 1937 году в Забайкальском военном округе был сформирован мотоброневой полк, вскоре развернутый в бригаду. В нее входили: батальон средних бронеавтомобилей, разведывательный батальон (средние и легкие бронеавтомобили) и стрелково-пулеметный батальон. Всего в бригаде имелось 80 средних и 30 легких бронеавтомобилей. Три таких бригады Ч 7-я, 8-я и 9-я принимали участие в боях с японскими войсками у р.Халхин-Гол.

Практически одновременно с поступлением новых броневиков в Красную Армию началась и их поставка за рубеж. Из иностранных источников можно почерпнуть сведения о продаже в 1935 году Турции 60 бронеавтомобилей БА-6. Если время продажи указано верно, то речь, скорее всего, идет о машинах БА-3, поскольку выпуск БА-6 начался годом позже.

С декабря 1936 года и вплоть до свертывания советской военной помощи в 1938 году в Испанию были поставлены 7 бронеавтомобилей БАИ и 80 БА-6. Одним из первых соединений республиканской армии, получившим эти боевые машины, стала 1-я бронетанковая бригада под командованием Д.Г.Павлова, принимавшая участие в тяжелых боях под Мадридом в январе 1937 года. Экипажи танков и броневиков состояли из советских и испанских танкистов. В боях под Мадридом БА-6 подбили несколько танков противника. К лету 1937 года в составе испанской республиканской армии была сформирована бронеавтомобильная бригада. В декабре 1937 года до 30 бронеавтомобилей БА-6 с испанскими экипажами участвовали в наступлении на Теруэльский выступ Ч последней крупной и успешной операции республиканцев. После окончания гражданской войны некоторое количество бронеавтомобилей БА-6 состояло на вооружении испанской армии до начала 50-х годов.

Бронеавтомобили БА-6 находились на вооружении и Монгольской народно-революционной армии. Укомплектованные ими бронедивизионы 6-й и 8-й монгольских кавалерийских дивизий принимали участие в вооруженном конфликте у р.Халхин-Гол весной Ч летом 1939 года.

В иностранной печати приводились сведения о поставках бронеавтомобилей БА-6 в Афганистан и Китай. По поводу первого трудно сказать что-либо определенное. Что же касается Китая, то это маловероятно. Во всяком случае, в опубликованных в отечественной печати данных о поставках в Китай боевой техники и вооружения с 1936 по 1939 год бронеавтомобини БА-6 (как, впрочем, и бронеавтомобили вообще) не значатся.

Таким образом, в период с 1935 по 1939 год было экспортировано свыше 150 бронеавтомобилей БАИ, БА-3 и БА-6. Большинство других несло службу в частях Красной Армии преимущественно на Дальнем Востоке.

Так, в частности, в составе 57-го Особого корпуса, дислоцировавшегося на территории Монголии и развернутого позже в 1-ю армейскую группу, по состоянию на 1 февраля 1939 года насчитывалось 203 средних бронеавтомобиля. Примерно половина из них были БА-3 и БА-6.

Уже в мае боевые машины этого типа приняли участие в первых боях с японцами в районе р.Халхин-Гол. В ходе этих боев три броневика БА-6 были потеряны.

Наиболее же массово бронеавтомобили всех типов применялись 3 июля 1939 года в жестоких боях у г.Баин-Цаган. О накале боев можно судить по словам лейтенанта А.А.Мартынова, командира взвода 1-й роты 247-го автоброневого батальона 7-й мотоброневой бригады, записанным сразу после боя 3 июля: лДо обороняющегося противника оставалось 150Ч200 м, он вел огонь справа и с фронта. При обнаружении противника я открыл огонь с хода. Выпустил четыре снаряда и после, когда машину подбили, еще 11. Вижу Ч справа горят две машины, впереди горит дозорная машина. У меня снарядом заклинило башню. Я дал приказ Ч вести огонь из лобового пулемета, но тут же снарядом убило водителя и пулеметчика. Мы с башенным стрелком подобрали ноги и сидели 15 минут, пока не стих артиллерийский и пулеметный огонь. Затем мы вышли и, обнаружив двух раненых, отошли с ними в тыл╗.

К 20 июля 1939 года в войсках 1-й армейской группы (не считая монгольских войск) насчитывалось 9 машин БА-3 и 62БА-6. Общие же потери к концу боевых действий составили 8 БА-3 и 44 БА-6. В отчетах особо указывалось, что броня этих машин легко пробивается 13,2-мм японской крупнокалиберной пулей. В качестве весьма существенного недостатка отмечалось расположение бензобака под крышей кабины над головами водителя и пулеметчика (бензин шел в двигатель самотеком). При попадании пули в бак горящее топливо выливалось им на головы.

Тем не менее, некоторое количество броневиков БА-3 и БА-6 приняло участие в польском походе, в войне с Финляндией, а также в Великой Отечественнной войне (встречались в войсках, как минимум, вплоть до середины 1942 года).

Куда дольше эксплуатировались эти машины в финской армии, которой они достались в качестве трофеев в 1939 и 1941 годах: один броневик БА-3 нес службу вплоть до конца 1954 года, а 10 БА-6 эксплуатировались до конца 1956 года.

 
 

Бронеавтомобиль БА-3 во время заводских испытаний. Хорошо видна дверь в корме бронекорпуса

Задние мосты БАИ : 1 Ч рама автомобиля; 2 Ч первый задний мост; 3 Ч второй задний мост; 4 Ч карданный вал; 5 Ч рессоры; 6 Ч кожух моста; 7 Ч поперечное крепление рамы; 8 Ч тормозной цилиндр; 9 Ч тормозной шланг; 10 Ч тяги против скручивания; 11 Ч пружина; 12Ч поперечное крепление

Бронеавтомобиль БА-6 масштаб 1 : 35

Бронеавтомобиль БА-6М

 
  На фото бронеавтомобиль БА-9

Бронеавтомобиль БА-6 республиканской армии, подбитый в сражении у р.Эбро. Испания, 1937 год

Бронеавтомобили БА-6 и БА-10 (на заднем плане) в парадном строю. Западный фронт, 1 мая 1942 года

 
 

Экипаж БА-6жд младшего сержанта П.М.Андреева одевает железнодорожные бандажи на автомобильные скаты. 1942 год

Подразделение броневиков на марше. На переднем плане Ч бронеавтомобиль БА-6, на заднем Ч БА-10. На корпусах боевых машин уложены гусеничные ленты лОверолл╗. Западный фронт, 1942 год

Бронеавтомобиль БА-6 финской армии в танкоремонтных мастерских в г.Йювяскюля осенью 1945 года. Машина имеет трехцветный камуфляж и несет круглую бело-сине-белую национальную эмблему, введенную 1 августа 1945 года вместо свастики

ПБ - 4
 

Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4 был разработан в КБ Ижорского завода в 1933 году под руководством Н.Я.Обухова на шасси лФорд-Тимкен╗. Первые три броневика собрали уже осенью 1933 года. В феврале 1934 года по доработанным после их испытаний чертежам изготовили еще три машины. В апреле они довольно успешно прошли испытания пробегом и на плаву.

В отличие от БАД-2, на ПБ-4 конструкторы отказались от заостренных катерных обводов. Упростив конфигурацию несущего корпуса, они сделали его близким по внешнему виду к корпусу среднего бронеавтомобиля БА-3. Так как за счет увеличения толщины брони до 7 мм масса броневика возросла до 5,28 т, плавучесть машины пришлось повысить, установив по бортам корпуса понтоны, заполненные прессованной пробкой. В цилиндрической башне, аналогичной по габаритам малой пушечной башне танка Т-35, устанавливались 45-мм танковая пушка 20К образца 1932 года и спаренный с ней пулемет ДТ. Второй пулемет ДТ располагался в шаровой установке в лобовом листе корпуса. Боекомплект состоял из 52 выстрелов и 2268 патронов. Наблюдение из башни можно было вести через смотровые щели с триплексами в бортах. В кормовой части башни располагался люк для демонтажа пушки, в крышке которого также была прорезана смотровая щель. В бортах башни под смотровыми щелями и в корме ниже люка имелись амбразуры для стрельбы из личного оружия. В башне находились подвесные сиденья двух членов экипажаЧнаводчика и заряжающего. Башня была оборудована ручным поворотным механизмом. Для ведения огня из пушки использовались стандартные танковые прицелы Ч телескопический ТОП и перископический ПТ-1.

Двигатель лФорд А╗ (или ГАЗ-А) мощностью 40 л.с. при 2200 об/мин. был оснащен хорошо продуманной системой охлаждения. Воздух подавался к радиатору через нижний носовой люк, который водитель закрывал перед входом бронеавтомобиля в воду. Удаление нагретого воздуха из моторного отделения осуществлялось через щели в бортах капота. Для охлаждения двигателя на плаву в систему охлаждения был включен теплообменник, омываемый забортной водой. Это позволило избежать одного из недостатков БАД-2 Ч перегрева двигателя.

Оборудование для движения по воде состояло из трехлопастного гребного винта, так же как и на БАД-2, установленного на хвостовике червячной передачи заднего моста. Подобное решение исключало раздельное использование движителей, и вращающиеся в воде колеса создавали значительное гидродинамическое сопротивление, поэтому скорость на плаву не превышала 4 км/ч. Руля у ПБ-4 не было и маневрирование на воде осуществлялось за счет поворота передних колес.

Для движения по заболоченной местности и обеспечения надежного входа в воду и выхода на берег на задние ведущие колеса могли надеваться вездеходные гусеничные ленты типа лОверолл╗, перевозившиеся на кормовом листе крыши корпуса. Проходимость по пересеченной местности улучшали и запасные колеса, которые устанавливались по бортам и могли свободно вращаться.

В конструктивном отношении машина имела ряд недостатков: несовершенную форму корпуса; небольшой угол съезда, что затрудняло вход и выход из воды; отсутствие средств самовытаскивания; недостаточную удельную мощность; низкую надежность. Была выпущена небольшая серия машин из пяти (по другим данным, из десяти) единиц для проведения войсковых испытаний.

 
  Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4. Один из первых образцов, имевший понтоны, заполненные прессованной пробкой, вдоль всей длины корпуса

Единственный сохранившийся экземпляр бронеавтомобиля ПБ-4 находится в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке. У этой машины понтоны установлены только в кормовой части корпуса

     
    Бронеавтомобиля ПБ-4, масштаб 1 : 35  
БА - 5
 

Тяжелый бронеавтомобиль БА-5 был разработан в 1934 году на Московском автомобильном заводе им.Сталина (ЗИС) на базе трехосного неполноприводного (6x4) шасси ЗИС-6, более прочного и надежного, чем ГАЗ-ААА.

Просторный бронекорпус, сваренный из плоских листов толщиной 4Ч9 мм, вмещал экипаж из пяти человек. Цилиндрическая башня с45-мм пушкой и спаренным с ней пулеметом ДТ была заимствована от танка Т-26, но не имела ниши (как у ПБ-4). Еще два ДТ были смонтированы в шаровых установках лобового листа корпуса и кормовой рубки. Боекомплект состоял из 60 выстрелов и 3402 патронов.

На машине устанавливался четырехтактный 6-цилиндровый карбюраторный двигатель ЗИС-5 мощностью 73 л.с. Емкость топливного бака составляла 120 л. Запас хода бронеавтомобиля по шоссе достигал 260 км, а максимальная скорость по шоссе Ч 50 км/ч. В кормовой части машины располагался второй пост управления с рулевым колесом, педалями, сиденьем, смотровым люком и фарами.

В состав механической трансмиссии входили: двухдисковое сцепление сухого трения; четырехскоростная коробка передач; демультипликатор, позволявший машине двигаться назад с повышенными скоростями; два задних ведущих моста с дифференциалами и главными передачами червячного типа.

Получив удовлетворительную бронезащиту (несколько лучшую, чем у среднего бронеавтомобиля БА-3) и дополнительное вооружение, машина имела большие габариты и невысокую проходимость. Подвижность ее ограничивалась недостаточной мощностью двигателя. Однако шасси и двигатель ЗИС-6 имели возможность дальнейшего совершенствования, да и размеры машины могли быть заметно уменьшены даже при усилении ее бронезащиты, за счет более рациональной формы корпуса.

Изготовление БА-5 ограничилось одним опытным образцом, собранным в 1935 году на Ижорском заводе. В октябре 1935-го там же велось проектирование для этой машины железнодорожного хода.

 
 

Тяжелый бронеавтомобиль БА-5 во время заводских испытаний

Тяжелый бронеавтомобиль БА-5, масштаб 1 : 35

Бронеавтомобиль БА-5. Вид сзади. Слева от пулеметной установки хорошо виден смотровой лючок кормового поста управления

   
БА - 20
 

В 1936 году Ижорским заводом был разработан легкий бронеавтомобиль БА-20 на шасси легковой автомашины ГАЗ М-1 Чзнаменитой лэмки╗. После испытаний его выпуск поручили Выксинскому заводу ДРО.

Корпус БА-20, сваренный из катаных броневых листов, увеличили, в общем, повторив компоновочную схему ФАИ. В шаровой установке цилиндрической башни разместили пулемет ДТ, огонь из которого должен был вести командир машины. При стрельбе использовался простой механический прицел. Боекомплект пулемета состоял из 1386 патронов. На крыше башни имелся люк сферической формы. Башня поворачивалась усилием стрелка, сидевшего на вращающемся сиденье, закрепленном на полу машины. Для кругового обзора предназначались смотровые щели и смотровые лючки, в боевой обстановке закрывавшиеся броневыми крышками. В днище машины имелся десантный люк для выхода экипажа из подбитой машины на поле боя.

Живучесть БА-20 обеспечивали пулестойкие шины ГК, а повышенную надежность Ч усиленные полуоси заднего моста и рессоры. Часть машин оснащалась радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной, установленной по периметру корпуса. Радиостанция устанавливалась в боевом отделении за сиденьем водителя. Для ее питания использовалась дополнительная аккумуляторная батарея.

Боевая масса бронеавтомобиля составляла 2,3 т. Экипаж Ч 2 чел. Толщина брони колебалась от 4 (днище) до 6 (лоб, борт, корма) мм. Четырехцилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 50 л.с. позволял БА-20 развивать скорость до 90 км/ч. Запас хода по шоссе достигал 350 км, по проселочной дороге Ч 270 км.

В 1936 году построили железнодорожный вариант БА-20 жд, у которого, кроме обычных колес, имелись и заменяющие их по необходимости стальные диски с ребордами, способные катиться по рельсам. Замена колес занимала 30 мин. Масса этой машины достигла 2,78 т. Запас хода бронемашины при движении по рельсам составлял 550 км.

В 1938 году БА-20 был модернизирован. На нем установили башню конической формы, увеличили толщину лобовых листов корпуса и башни до 9 мм, поручневую антенну заменили на штыревую (с 1940 года начали устанавливать радиостанцию 71-ТК-З), усилили колеса и переднюю ось. При этом масса машины, получившей обозначение БА-20М, возросла всего на 50 кг, что не сказалось на ее динамических характеристиках. Запас хода машины был увеличен до 450 км за счет установки дополнительного топливного бака емкостью 30 л.

Однако дальнейшая модернизация при сохранении шасси ГАЗ М-1 была уже невозможна. Оставалось одно: вновь применить на легком бронеавтомобиле трехосное шасси с двумя задними ведущими мостами. Такое шасси Ч ГАЗ-21 Ч грузоподъемностью 950 кг было изготовлено на базе лэмки╗ летом 1937 года.

Одной из важнейших особенностей его была четырехступенчатая коробка передач, заимствованная у грузового автомобиля, которая вдвое увеличивала силовой диапазон трансмиссии и резко повышала тяговые возможности машины при меньшем, в полтора раза, удельном давлении на грунт.

В январе 1938 года был изготовлен опытный образец бронеавтомобиля БА-21, а в феврале он прошел полигонные испытания.

Толщину лобовой брони сварного корпуса этой машины довели до 10Ч11 мм. В лобовом листе корпуса в шаровой установке разместили дополнительный пулемет ДТ, огонь из которого должен был вести радист. Толщина лобовых листов башни, унифицированной с башней бронеавтомобиля БА-20, составляла 9Ч11 мм. Несмотря на увеличившуюся до 3,24 т боевую массу, проходимость бронеавтомобиля заметно возросла Ч он уверенно передвигался по пересеченной местности и мягким грунтам, преодолевал подъемы до 22░. Но из-за несоответствия передаточного числа трансмиссии двигателю максимальная скорость БА-21 не превышала 52,5 км/ч. Кроме того, среднее удельное давление на грунт составляло 2,53 кгс/см2, что объяснялось значительным увеличением боевой массы машины. Ведь толщина броневых листов у БА-21 возросла в 1,6Ч 1,8 раза, по сравнению с листами бронеавтомобилей ФАИ и БА-20.

Весной 1938 года на Выксинском заводе ДРО был разработан опытный образец еще одного легкого трехосного бронеавтомобиля Ч ЛБ-23 (ЛБ Ч Лаврентий Берия). Машину изготовили к 1 мая 1939 года. При ее создании использовалось шасси ГАЗ-22, оснащенное импортным шести-цилиндровым двигателем лДодж╗ мощностью 72 л.с. Поэтому машина, особенно не отличавшаяся от БА-21 боевой массой (3,5 т), габаритам и вооружению, развивала скорость 71,5 км/ч.

ЛБ-23, как и БА-21, не вышел из опытной стадии, так как по маневренности и ответственно, или 7,62-мм пулемет ДТ с боекомплектом 2000 патронов.

На опытном образце были установлены два 7,62-мм пулемета ДТ, один Ч во вращающейся башне, второй Ч справа в лобовом листе корпуса. Боекомплект к пулеметам составлял 1890 патронов. При стрельбе использовались простые механические прицелы.

ЛБ-23, как и БА-21, не вышел из опытной стадии, так как по маневренности и динамическим характеристикам существенных преимуществ перед БА-20 не имел.

Последний же состоял в серийном производстве до 1942 года. С 1936 года по 22 июня 1941 года Выксинский завод изготовил 1574 БА-20 и БА-20М, во второй половине 1941 года Ч 302 и в 1942 году Ч137.

Боевое крещение бронеавтомобили БА-20 получили в боях у р.Халхин-Гол.

 
 

Бронеавтомобиль БА-20Чсамый массовый и наиболее удачный отечественный легкий броневик предвоенного периода. На фото - линейный броневик без радиостанции

Бронеавтомобиль БА-20 жд. В отличие от некоторых других конструкций, у этой машины железнодорожные скаты одевались не поверх обычных колес, а вместо них. При движении по рельсам автомобильные колеса крепились по бортам и на корме корпуса

Бронеавтомобили БА-20 в парадном строю на Манежной площади. Москва, 1 мая 1940 года. В первой шеренге - командирские машины, оснащенные радиостанциями 71-ТК-1 с поручневыми антеннами

Бронемашина БА-20, масштаб 1 : 35
   
 
 

Бронемашины БА-20 проходят по улице Львова. 7 ноября 1939 года

Подразделение броневиков на исходных позициях. На переднем плане - БА-20, у которого поручневая антенна заменена на штыревую. 1942 год

Бронемашина БА-21, масштаб 1 : 35
 

Они принимали участие в лПольском походе╗ и в советско-финской войне.

У автора нет возможности указать общее количество броневиков этого типа, задействованных в боях с финскими войсками. Однако есть данные о наличии БА-20 в ряде бронетанковых частей. По состоянию на 30 ноября 1939 года (начало боевых действий) они имелись в 1-й (5 единиц), 35-й (10), 39-й (15), 34-й (25) и 40-й (6) легкотанковых бригадах, в 20-й тяжелой танковой бригаде насчитывалось 15 БА-20, а в 15-й стрелково-пулеметной Ч семь. Два броневика входили в состав 22-го танкового полка. Четыре бронеавтомобиля БА-20 находилось в строю 250-го автоброневого батальона, а в составе 8-го отдельного дивизиона бронепоездов в боях участвовали шесть машин БА-20 жд. Это, конечно, не полные данные и не по всем воинским частям, но, судя по ним, можно утверждать, что бронеавтомобили БА-20 составляли примерно 40% от числа всех броневиков, принимавших участие в боях советско-финской войны.

В ходе Зимней войны, а затем и в 1941 году несколько бронеавтомобилей БА-20 были захвачены финскими войсками и использовались в качестве штабных машин. Точное их количество указать сложно, так как в финской статистике они объединены с ФАИ-М. Максимальное число броневиков этих двух марок имелось в финских войсках в 1943Ч1944 годах Ч 18 единиц. По состоянию на 1950 год их было несколько меньшеЧ 15. Последнюю же машину этого типа бережливые финны списали только в 1956 году.

Бронеавтомобили БА-20 активно использовались для разведки и связи, а также в качестве штабных на фронтах Великой Отечественной войны вплоть до 1945 года.

 
   

Колонна бронеавтомобилей БА-20 движется к передовой. Западный фронт, июль 1941 года

Экипаж бронеавтомобиля БА-20 жд под командованием лейтенанта В.Н.Кохманского за ремонтом железнодорожного полотна. Калининский фронт, 1943 год

Ремонт бронеавтомобилей БА-20 на одном из предприятий Москвы. Зима 1942 года.
Оглавление
 
 
   
Hosted by uCoz