Авиационные моторы фирмы Юнкерс

Часть 1, моторы серии L

Сводная таблица основных характеристик моторов L-серии

Двигатель Год Цилиндры Диаметр, мм Рабочий ход, мм Объём, л Степень сжатия Длинна , м Ширина, м Высота, м Вес,кг max мощность, Kw Рабочая мощность, Kw Обороты, мин. Расход топлива g/Kwh
L 1 1920 6 95 120 5,10 6,0 - - - - 56 - 1800 -
L 1a, b 1925 6 100 120 5,65 5,0 1,2 0,8 0,7 136 63 58 1850 350
L 2 1924 6 150 180 19,1 6,0 1,54 1,16 0,63 290 169 143 1550 313
L 2a 1925 6 150 180 19,1 6,0 1,54 1,16 0,63 185 195 143 1550 313
L 5 1925 6 160 190 22,9 5,5 1,8 1,21 0,65 315 257 185 1500 313
L 5G, Ga, Z 1926 6 160 190 22,9 5,5 1,8 1,21 0,65 344 313 - 1700 -
L55 (Type 1) 1927 12 160 190 45,8 7,0 2,287 0,840 1,273 575 515 496 1520 313
L55 (Type 2) 1927 12 160 190 45,8 5,5 2,287 0,840 1,273 575 478 441 1520 313
L55 (Type 3) 1927 12 160 190 45,8 5,5 2,287 0,840 1,273 575 441 404 1520 313
L55 (Altitude) 1927 12 160 190 45,8 - 2,287 0,840 1,273 575 515 - 1520 313
L 7 6 90 110 4,2 6,0 - - - 120 81 68 2200 -
L 8 1928 6 160 190 22,9 5,5 1,75 1,28 0,56 408 320 264 2100 313
L88 1929 12 160 150 45,8 5,8 1,63 1,19 0,95 794 588 515 1870 320
L88a 1932 12 160 150 45,8 5,8 1,63 1,19 0,95 794 588 515 1870 320
.

6-ти цилиндровый 4-х тактный двигатель воздушного охлаждения L1 (1920 - 1925 гг.)


Разработки авиационных двигателей на фирме "Юнкерс" начались в 1920 году с мотора L1. Главным образом, этот мотор использовался для стендовых испытаний. Во всяком случае автору не известно об установке этого мотора на самолёт до 1925 года. Однако с 1923 года путём нескольких модификаций были сконструированны моторы L1a и  L1b, хотя к 1925 году полным ходом развернулось производство двигателя L2.

Для производства L1в 1925 году была создана небольшая сборошня линия. Как уже указывалось, в основном они использовались для исследований, хотя небольшое их количество было установленно на небольшие спортивные самолёты типа Т19, Т26 и Т29.

  Типы Самолетов, оснащавшихся L1:

Focke Wulf A16b
Два
Focke Wulf A16 (D-658, D-659) были куплены Junkers Luftverkehr в 1925. Эти самолеты оснащённые L1 получили маркировку A16c.Оба самолета был передан Luft Hansa в 1926. В 1928 оба были переоборудованны один двигателем Siemens Sh12.
Другой A16s был переоснащён
Daimler или Siemens двигателями.

Focke Wulf S 1
Этот учбный самолёт оснащался двигателями
Siemens .
Однако существуют данные об использовании двигателя
Junkers L1a..

Focke Wulf GL 18
GL 18 оснащался двумя L1a двигателями. Был пеостроен лишь один самолёт самолет D-967..


6-ти цилиндровый 4-х тактный двигатель водяного охлаждения L2 (1924г.)  Построено 58 единиц.

Созданные Junkers-ом в течении Первой Мировой войны самолеты, главным образом оснащались моторами BMW, Mercedes or Benz engines. Сам Junkers не занимался разработкой двигателей для Junkers Flugzeugbau. После войны из-за ограничений наложенных Версальским договором на немецкую авиационную промышленность существовал не большой спрос на двигатели.. Собственно в Германии до 1922-23 годов вообще не существовало надежного двигателя для самолета. Поэтому Junkers решил в 1923 заняться разработкой собственного двигателя. В это время в Junkers Flugzeugwerke  существовало маленькое производство двигателя BMW III по лицензии. Он занялся модернизацией двигателей BMW IIIa и BMW IV .

Двигатель
Junkers  L2 был создан на базе двигателя BMW IIIa . Новый двигатель как и оригинал BMW имел тот же рабочий ход и размер поршня. Положительные результаты были достигнуты  в начале 1924 года, а осенью было начато производство новых двигателей. Это был первый созданный Юнкерсом (Junkers) авиационный двигатель. Подобно L1 было создано несколько подтипов, в частности представленный в 1925 более мощный  L2a.

Двигатель Юнкерс L2 использовался в 1924-25 годах. Од
нако но обладал незначительной мощностью, особенно для использования на большом самолёте и потому его производство ограничилось 58 экземплярами. Дальнейшее совершенствование привело к созданию более совершенного Юнкерс L5.

Юнкерс F13
Только первые модели самолёта оснащались двигателем
L2.
Более поздние версии получили L5 двигатель.

Юнкерс
A20b
На  опытные образцы почтового самолета Юнкерс
A20  устанавливались двигатели Daimler или BMW IIIa.
Серийные самолёты A20b оснащались двигателем Юнкерс L2 или Юнкерс L5.

D-403 оснащался двигателем L2 он использовался для перелётов на большие расстояния в основном в  Турцию.

Юнкерс
G23/G24
Юнкерс
G24  был оснащался Юнкерсом L2.
Из-за Союзнических ограничений на Немецкий самолет, G23/G24 только позволялся
Быть построен с ограниченными двигателями. G23 опытный образец в 1924 получил центр L2 двигатель,
В то время как двигатели крыла были
Daimler DIIa двигатели с 88kW каждый.

19 самолётов G24ba ранней серии оснастили в 1925 году тремя двигателями L2 каждый.
 
В дальнейшем на самолёт G24bi устанавливался более сильный центральный двигатель L5,
в то время как двигатели крыла остались как L2 двигателями.
Единственный построенный G24bi оснастили двигателем L2 в фюзеляже, и двигателями L5 в крыльях.
На самолёт G24li устанавливали центральный L5 и L2 двигатели в крыльях.
С 1926 большинство самолётов G24 оснащалось двигателями L5.

Юнкерс
W33b
Большинство
W
33 м оснащалось моторами Юнкерс L5.
Серия W33ba оснащалось более старыми двигателями L2.
Однако только несколько самолётов получили этот двигатель, далее W33 оснащался моторами L5
.

 

Двигатели L3 и L4

Двигатели этих моделей были более мощные чем L2 ,но производство этих двигателей не начиналось в пользу нового двигателя L5.

6-ти цилиндровый 4-х тактный двигатель L5 водяного охлаждения (1925-26 гг.) построено около 1000 шт.

Прототипом для мотора Юнкерс L5 послужил двигатель  BMW I. Этот двигатель был более надёжным нежели его предшественник L2, кроме того L5 развивал мощность на ¼  большую. Двигатель Юнкерс L5 со степенью сжатия 1:7 использовался на  самолётах W33 "Бремен" . Длительный экспериментальный полёт над Атлантикой в апреле 1928, доказал надёжность этого мотора. Было создано несколько подтипов этого двигателя L5G, и L5Ga (последний оснащался гидравлическим амортизатором  для уменьшения  возникающих при его работе колебаний. До конца 20-х годов было построено более  чем 1000 двигателей.

Дальнейшие работы по совершенствованию L5 позволили создать 12-ти цилиндровый двигатель Юнкерс L55, который был комбинацией двух L5/  Кроме того, двигатель
L5 послужил прототипом для  мотора L8.


 
Двигатель
L5  устанавливался на пассажирские самолёты Albatros L73b , Albatros L75b и L75 DSB
пассажирский самолёт  Focke Wulf A32 Bussard (1930) ,  учебные гидросамолёты Heinkel HD42b
, опытный образец бомбардировщика  Heinkel He50, c 1925 ujlf на Юнкерс F13e устанавливавшиеся ранее двигатели L2 заменили моторами L5, почтовые самолёты Юнкерс A20b и A35be, Юнкерс G23/G24 и , Юнкерс G31ba , Юнкерс W33,  пассажирский самолёт Messerschmitt M24a. L5 установили на самолёт Rohrbach Ro VIIIa Роланд II.


 

12-ти цилиндровый V-образный двигатель L55 водяного охлаждения (1928 г) 

Двигатель L5 достаточно подходил для коммерческого использования, но он совершенно не отвечал требованиям полётов на большой высоте или для крупных самолётов, например G38, который был создан в конце 20-х годов. Дальнейшее совершенствование мотора L5 привело в 1927 году к созданию v- образного 12-ти цилиндрового гибрида из двух L5 который получил название L55.  Двигатели L5 в «спарке» располагались под углом 60 градусов. Двигатель оснастили компрессором (1928 г.) и начали устанавливать на самолёт G38.. Высотная версия L55 предназначалась для экспериментального высотного самолёта Ju49.

 

Но поскольку параллельно с L55 в 1928году шли эксперименты над более совершенной версией мотора L8 и его сдвоенной V-образной версией L88, то L55 в серийное производство не пошёл, тем не менее, это первый 12-ти  цилиндровый мотор фирмы Юнкерс.


 
2-мя двигателями
L55 оснащался  опытный Юнкерс G38  D-2000, затем в 1929.
они были заменены на L88, однако, в серийном производстве на самолёт устанавливались моторы Юнкерс (Junkers)
Jumo 204  A.

 Высотная версия L55 была специально разработана
для экспериментального
самолёта Ju49ba , в дальнейшем он был заменён на L88a.

 

6-ти цилиндровый 4-х тактный экспериментальный двигатель водяного охлаждения L7

Прототипом для мотора  L7 был мотор L2. Этот двигатель был разработан специально для спортивных самолётов, где не требовалась большая мощность, однако требовались более высокие рабочие обороты. Мотор предназначался самолёту Юнкерс (Junkers) T26 и более поздних его разновидностей.

Однако новый мотор не удовлетворял по своим параметрам и использовался фирмой  Юнкерс (Junkers) L7 для статических испытаний. Нет никаких сведений об использовании этого двигателя на самолётах. Фирма Юнкерса вынуждена была продолжать использовать устаревшие моторы серии
L1  или импортные : 80PS Рона или Amstrong Genet.

Отказ от разработки двигателей ряда L7 в конце 20-х годов привела к появлению «бреши» в модельном ряду Юнкерса. У него отсутствовал мотор небольшой мощности для небольших спортивных самолётов.

6-ти цилиндровый 4-х тактный двигатель водяного охлаждения  L8 (1927-28 гг)

Двигатель Юнкерс L8 был следующим шагом  в разработке авиационных моторов фирмы Юнкерс, в разработке которого широко применялся опыт постройки моторов  L2 и L5. L8 разрабатывался для тяжёлых многомоторных самолётов типа  G38. Это предполагало увеличение мощности мотора примерно на 25% в сравнении с двигателем  L5. Кроме того, L8 был первый авиационный двигатель Юнкерса, который предполагал систему с изменяемым режимом работы пропеллера.

Несколько моторов L8 были построены в 1929 и использовались на Юнкерсе G38  как навесные двигатели. Подобно мотору L5 L8 использовался как
база для разработки 12-ти цилиндрового двигателя, L88.

Применение. Юнкерс A35be был первоначально оснащался двигателями  L5.
Один единственный A35 D-964  использовался как система для отладки двигателя L8 ,а также в разработке G38.

Опытный образец G38 D-2000 был оснащён двумя двигателями L8 в 1929 г.
Позже эти двигатели были заменены на
Jumo
204.
 

12-ти цилиндровый 4-х тактный двигатель водяного охлаждения L88 (1929 г)

Подобно L55, 12-ти цилиндровый Юнкерс L88 был создан из двух двигателей L8, которые были собраны  V - образно. В сравнении  с L55 L88 давал мощность на 25 % больше и предназначался для самолёта G38. В двигателе использовалась редукционная система подобная системе мотора L8 с передаточным числом  2,47 и 1,44.

Только несколько L88 были построены и использовались для испытаний. Ими оснащался Юнкерс (Junkers) G38. После разработки в 1932  L88a они были заменены.

Надо отметить , что в этот период авиационное отделение японской фирмы Мицубиши (Mitsubishi) купила лицензию на производство L88 согласно которой мотор предназначался для оснащения бомбардировщика Ki20 .

В 1932 L88 был вытеснен новым двигателем L88a на самолётах G38 и Ju49.

Юнкерс L88 был последний двигатель серии «
L», хотя некоторое время новый мотор Jumo 210  по традиции назывался L10. В промежутке между 1929 и 1932 гг , мотор Jumo 210 был доведён до серийного производства чем и завершилась L-серия двигателей. Юнкерс сконцентрировался на разработке дизельных двигателей.

На самолёте Юнкерс G38  L88 заменил ранее устанавливавшиеся двигатели
 L8 и L55, но в 1932 году сам был вытеснен двигателем L88a и
Jumo 204  A.

 
L88а использовался для  высотного экспериментального самолета Ju49ba.

Один экземпляр Ju52/1m D-1974 был оснащён двигателем L88, но в связи с многими «детскими болезнями» был заменён на двигатели
BMW. Эта версия была обозначена Ju52/1mca или Ju52/1mda. Никаких других сведений об использовании L88 на Ju52 нет.

 

Текст подготовлен по материалам отечественной и зарубежной прессы 18.03.2007г.
О всех неточностях, дополнениях и исправлениях просьба сообщать 
автору публикации или владельцу сайта
В. Лихолат

<<На страницу "Люфтваффе"

На следующую страницу >>

Hosted by uCoz