ВМФ Великобритании

Линейные корабли

Тип лKing George V╗ (5 единиц)
  • лKing George V╗ (11.12.40) Ч выведен в резерв в 1950 г. х 1958
  • лPrince of Wales╗ (3.03.41) + 10.12.41 у побер. Малайи (Южно-Китайское море) потоплен япон. авиацией (бомб, и торп. G4M1, G3M2 наземн. базир.; попадания 5-6 AT и 1 АБ). Потери: 1 адмирал, 26 оф., 486 матр.
  • лDuke of York╗ (4.11.41) Ч выведен из состава флота 09.51. х 1957 -1958
  • лAnson╗ (22.06.42) Ч выведен в резерв 11.49. х 1957
  • лHowe╗ (28.08.42) Ч выведен в резерв в 1951 г. х 1957
36 727/42 046 т (лKing George V╗), 43 786 т (лPrince of Wales╗), 43 337 т (лAnson╗); 213,4/227,1x31,4x9,9 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 110 000 л.с., 28 узл., 3770 т нефти; 15 600 миль (10 узл.). Броня: борт 381 мм, траверсы 305 мм, палуба 149 мм, противоторпедная переборка 44 мм, башни 324 мм, барбеты 280Ц343 мм, рубка 114 мм. Эк. 1422 чел. 2 х 4 и 1 х 2Ц356-мм/45, 8 х 2Ц133-мм/50, 4x8 (лKing George V╗ и лPrince of Wales╗) или 6x8 (лDuke of York╗, лAnson╗ и лHowe╗) Ч 40-мм/40,1x1Ц40-мм/56 (только лPrince of Wales╗), 6 x 1 (лDuke of York╗) или 18x1 (лAnson╗ и лHowe╗) Ч 20-мм/70, 4 (лKing George V╗) или 6 (лPrince of Wales╗) x 20Ц178-мм UP; 1 катапульта и 2 гидросамолета.
 
  лKing George V╗ Рында с лKing George V╗ лKing George V╗ 1941г.
 
  Линкоры лKing George V╗ и  лMissury1941г. лKing George V╗ 1946г. лKing George V╗ 1947г. лKing George V╗ сентябрь 1954г.
 
  лPrince of Wales╗ лPrince of Wales╗ Линкоры лPrince of Wales╗ и лRepalse ведут последний бой лPrince of Wales╗ дозаправка
 
  лPrince of Wales╗ 1941г. лPrince of Wales╗ в Сингапуре, за несколько дней до гибели лPrince of Wales╗ во время встречи Черчиля и Рузвельта август 1941 г.
 
  лDuke of York╗ лDuke of York╗ лDuke of York╗ лDuke of York╗
 
  Посещение королём лDuke of York╗ в августе 1941г. лDuke of York╗ декабрь 1941г. лDuke of York╗ ноябрь 1943г. лDuke of York╗ 1044г.
 
  лDuke of York╗ август 1946г. лDuke of York╗ август 1946г. лDuke of York╗ команда офицеры лDuke of York╗
 

Первые английские лкапитальные суда╗, построенные после окончания ллинкорных каникул╗, они же и единственные современные корабли этого класса, успевшие принять участие в войне. При выборе их ГК отрицательную роль сыграла излишняя щепетильность английского правительства, ограничившего конструкторов рамками решений Лондонской конференции 1936 г. (стандартное водоизмещение 35 000 т и калибр 356-мм), которые могли быть пересмотрены уже в следующем году.

Проект нового линкора в плане бронирования и ЭУ был достаточно консервативен. Здесь, как и на лNelson╗, использовался принцип лвсе или ничего╗. Главный пояс располагался без наклона, выступая над поверхностью бортовой обшивки (а не за ней, как на лNelson╗), но при этом был заметно шире. Внутренняя противоторпедная защита рассчитывалась на противодействие торпед с весом боевой части 450 кг, однако случай гибели лPrince of Wales╗ показал, что ПТЗ не выдерживает взрыва и гораздо более легкой авиационной торпеды.

Заметным новшеством стало применение четырехорудийных башен ГК. По первоначальному проекту корабли должны были нести три таких башни, но после того, как потребовалось усилить бронирование для противодействия 15-дюймовым снарядам, возвышенную башню лВ╗ пришлось сделать двухорудийной.

Новые 356-мм орудия оказались достаточно удачными (их снаряды по разрушительной силе почти не уступали состоявшим на вооружении флота 406-мм и 381-мм орудиям) и имели дальность стрельбы при максимальном угле возвышения 40░ 190 кбт. К сожалению, их отличала недоведенность конструкции башенных установок Ч дефект, с которым удалось справиться лишь ко второй половине войны. Вспомогательный калибр впервые стал универсальным. Он состоял из 8 х 2 133-мм ЗУ с углом возвышения 70░ и был унифицирован с ГК КРЛ типа лDido╗. Легкое зенитное вооружение по проекту должно было включать 4x8 40-мм лпом-пома╗ и 4 х 4 12,7-мм пулемета, однако в ходе достройки оно претерпело изменения (см. ТТХ).

На лPrince of Wales╗ и лKing George V╗ во втором полугодии 1941 г. 20-ствольные установки UP заменили на 2 х 8 40-мм лпом-пома╗ и 7 лэрликонов╗ Ч у первого и на 1х8 и 1х4 40-мм лпом-пом╗ и 18 лэрликонов╗ Ч у второго. На лKing George V╗ в 1944 г. легкое зенитное вооружение насчитывало 110 стволов (2x4 40-мм/56 лбофорса╗, 8x8 40-мм/40 лпом-помов╗, 38 20-мм лэрликонов╗). Полное водоизмещение Ч 44 460 т.

На лDuke of York╗ в 1942 г. число 20-мм лэрликонов╗ увеличили на 8, в 1943 г. Ч еще на 24. После ремонта в 1944Ц1945 гг. легкое зенитное вооружение стало насчитывать 124 ствола (2x4 40-мм/56 лбофорса╗, 8 х 8 и 6 х 4 40-мм/40 лпом-помов╗, 28 20-мм лэрликонов╗). Полное водоизмещение Ч 44 790 т.

На лAnson╗ в середине 1943 г. дополнительно установили 18 лэрликонов╗. В ходе ремонта в 1944Ц1945 гг. добавлено 2x4 40-мм/56 лбофорса╗, 2 х 8 и 4 х 4 40-мм/40 лпом-пома╗ и 29 лэрликонов╗. Два спаренных лэрликона╗ впоследствии заменили на 2 х 4 40-мм лпом-пома╗, что обеспечило к середине 1945 г. состав легкой зенитной артиллерии в 121 ствол (2x4 40-мм/56 лбофорса╗, 8 х 8 и 6 х 4 40-мм/40 лпом-помов╗, 25 20-мм лэрликонов╗). Полное водоизмещение Ч 45 360 т.

На лHowe╗ в середине 1943 г. дополнительно установлено 22 лэрликона╗. В ходе ремонта 1943Ц1944 гг. Ч еще 4x4 40-мм лбофорса╗, 2x8 40-мм лпом-пома╗ и 8 20-мм лэрликонов╗. Летом 1945 г. добавлены 6x4 40-мм лпом-помов╗, 18x1 40-мм лбофорсов╗, а все одноствольные 20-мм лэрликоны╗ сняты. Общее число стволов легкой зенитной артиллерии достигло 122 (2 х 4 и 18 х 1 40-мм/56 лбофорсов╗, 8 х 8 и 6x4 40-мм/40 лпом-помов╗, 8 20-мм лэрликонов╗). Полное водоизмещение Ч 45 226 т.

Катапульта и авиационное оборудование были сняты на всех сохранившихся кораблях в 1943Ц1944 гг.

лPrince of Wales╗ и лKing George V╗ участвовали в операции (на начальной и заключительной стадиях соответственно) по перехвату герм. ЛК лBismarck╗. Первый 24.5.1941 добился трех попаданий в герм, корабль, но и сам получил 5 380-мм и 3 203-мм снаряда и вышел из боя. После двухмесячного ремонта переведен на Дальний Восток и 10.12.1941 потоплен японской авиацией близ Сингапура (5 торпедных попаданий). лKing George V╗ 1.5.1942 в тумане таранил и потопил свой ЭМ лPunjabi╗, получил значительные повреждения и вышел из строя почти на 3 месяца. лDuke of York╗ 26.12.1943 потопил герм. ЛК лScharnhorst╗, практически не получив при этом никаких повреждений.

 
  лAnson╗ лAnson╗ Газета выпускавшаяся на линкоре лAnson╗ лAnson╗
 
  лAnson╗ 1944г. лAnson╗ 1945г. На палубе линкора лAnson╗ 1945г. лAnson╗ 1950г.
 
  Линкор лHowe╗ Линкор лHowe╗   На палубе линкора лHowe╗ Гидросамолёт линкора лHowe╗
 
  Гидросамолёт линкора лHowe╗ Линкор лHowe╗ На палубе линкора лHowe╗ лHowe╗
 
  лHowe╗ 1942г. лHowe╗ 1946г. 14 дюймовые орудия главного калибра с линкоров типа лKing George V╗
       
      лHowe╗ при проходе Суэцкого канала 1944г.    
Тип лNelson╗ (2 единицы)
  • лNelson╗  Ч 08.46-02.48 Ч УК, разоружен 03.48, использ. как мишень для учеб. бомбометания. + 15.03.49 .
  • лRodney╗  Ч выведен в резерв 12.44, разоружен 03.48. х 1949

33 300/37 780 т; 201,2/216,4x32,3x8,6 м; 2 ТЗА, 8 ПК, 45 000 л.с., 23 узл., 3800 т нефти; 14 500 миль (10 узл.). Броня: борт 356 мм, траверсы 305 мм, палуба 171 мм, противоторпедная переборка 37 мм, башни 406 мм, барбеты 305Ц381 мм, рубка 356 мм. Эк. 1314 чел. 3х3Ц406-мм/45, 6x2Ц152-мм/50, 6 х 1Ц120-мм/40, 2x8 (лNelson╗) или 3 х 8 (лRodney╗) Ч 40-мм/40, 2x4Ц12,7-мм, 2 х 1Ц610-мм ТА, 1 катапульта и 1 гидросамолет (только лRodney╗).

 
  Линкор лNelson╗ Линкор лNelson╗ Линкор лNelson╗ лNelson╗ 1925г.
 
  Первая башня главного калибра линкора лNelson╗ 1925г. Капелла линкора лNelson╗ 1925г. Линкор лNelson╗ 1931г. Линкор лNelson╗ 1934г.
 
  Линкор лNelson╗ 1935г. Линкор лNelson╗ 1935г. Линкор лNelson╗ 1935г. Линкор лNelson╗ 1935г.
 
  Линкор лNelson╗ 1935г. Линкор лNelson╗ 1938г. Линкор лNelson╗ 1938 г. Команда линкора лNelson╗
     
     Линкор лNelson╗ на Мальте 1943г.  
  Вскоре после окончания Первой мировой войны в Японии и США приступили к строительству сверхдредноутов с 406-мм артиллерией ГК, и у Адмиралтейства не оставалось иного выбора, как включиться в новый виток гонки морских вооружений. В 1920Ц1921 гг. был разработан проект гигантского линейного крейсера, получивший шифр G3. Четыре таких корабля даже успели заказать, однако Вашингтонская конференция 1922 г. перечеркнула эти планы.

Ее итогом стал отказ от постройки кораблей типа G3. В то же время Англии разрешалось построить два корабля в рамках установленных ограничений (стандартное водоизмещение 35 000 т и 406-мм артиллерия ГК).

При создании новых линкоров конструкторы отталкивались от проекта G3, сохранив оригинальное расположение всей артиллерии ГК в носу. За счет ограничения скорости в 23 узл. удалось сохранить бронирование и состав вооружения практически без изменений. Бронирование, впервые в английской практике, соответствовало принципу лвсе или ничего╗. Пояс находился на некотором расстоянии от наружной обшивки внутри корпуса и имел наклон 18░. Внутренняя противоторпедная защита была рассчитана на то, чтобы выдерживать взрыв торпеды с 340-кг боевой частью.

Все три башни ГК (спроектированные и заказанные еще для крейсеров типа G3) были сгруппированы в носовой оконечности, при этом возвышенная башня лВ╗ имела широкий сектор обстрела, ограниченный всего 30░ на корму. Шесть 152-мм двухорудийных башен располагались побортно двумя пирамидальными группами в кормовой оконечности. Для ведения зенитного огня предназначались 6 120-мм орудий и предусмотренные проектом, но так и не установленные 4x8 40-мм лпом-пома╗. Вместо них временно разместили 8 одноствольных автоматов того же калибра. Дополняли вооружение 2 подводных 610-мм ТА, не получивших распространения на флоте и стоявших только на этих линкорах.

В 1932Ц1934 гг. оба корабля вооружили, наконец, восьмиствольными 40-мм лпом-помами╗ вместо лвременных╗ одноствольных, но только по одному на корабль. И в дополнение к ним Ч по 2 х 4 12,7-мм пулемета. В 1935Ц1936 гг. на линкоры поставили еще по одному восьмиствольному лпом-пому╗; лRodney╗, кроме того, оснастили катапультой на крыше башни лX╗. В 1938 г. он получил третью восьмиствольную установку лпом-пом╗ и РЛС тип 79Y, став первым в мире линкором, оснащенным радаром.

На лRodney╗ в августе 1940 г. появились два первых 20-мм лэрликона╗. В сентябре 1941 г., во время ремонта в США, добавлено 3x8 лпом-пома╗, а лэрликоны╗ сняты. В мае 1942 г. 12,7-мм пулеметы заменены на 17 лэрликонов╗. До конца года число последних увеличено до 21, а к лету 1943 г. Ч до 66. Тогда же снята катапульта. В 1944-м 120-мм орудия заменены на 4 х 2 102-мм ЗУ, добавлены 2 лэрликона╗ (всего Ч 68). Полное водоизмещение Ч 43 140 т.

На лNelson╗ в первой половине 1940 г. смонтированы 3x8 40-мм лпом-пома╗ (всего Ч 5 х 8) и 4 20-ствольные установки UP. Полное водоизмещение Ч 43 300 т. Осенью 1941 г. все 20-ствольные установки сняли, вместо них корабль получил 13 лэрликонов╗ и шестой восьмиствольный 40-мм лпом-пом╗. Сняты ТА. Осенью 1943 г. число лэрликонов╗ достигло 41, устаревшие 12,7-мм пулеметы сняты. В конце 1944 г. в ходе ремонта в США установлены 4x4 40-мм лбофорса╗, число лэрликонов╗ достигло 65 (4 из них к середине 1945 г. сняты). Полное водоизмещение Ч 44 054 т.

В начале декабря 1939 г. лNelson╗ подорвался на магнитной мине и вышел из строя на 9 месяцев. 27.9.1941 поврежден итал. авиаторпедой и ремонтировался до апреля 1942 г.. В ходе поддержки высадки союзников в Нормандии 18.6.1944 подорвался на мине и вышел из строя до января 1945 г.

  Линкор лRodney╗ Линкор лRodney╗ Линкор лRodney╗ 1927г. Линкор лRodney╗
 
  Линкор лRodney╗ май 1935г. Линкор лRodney╗ май 1937г. Линкор лRodney╗ май 1939г. Линкор лRodney╗ май 1939г.
 
  Линкор лRodney╗ август 1943г. Мальта лRodney╗ На палубе линкора лRodney╗ Томас Идрис Девис
Тип  лQueen Elisabeth╗ (5 единиц)
  • лQueen Elisabeth╗ (1915, модерн. 1939-1941) x 1948
  • лValiant╗ (1916, модерн. 1937-1939) x 1948
  • лWarspite╗ (1915, модерн. 1934 -1937) = 04.47 сел на мель в Маунтс-Бей и не мог быть снят. Оставлен, разобран на металл. х 1947
  • лBarham╗ (1915, модерн. 1936) + 25.11.41 сев. Эс-Саллума торпедирован герм. ПЛ лU-331╗ (попадания 4 торпед), взорвался и затонул. Потери: 56 оф., 658 матр., 134 мор. пехот, (по др. данным -860 чел.).
  • лMalaya╗ (1916, модерн. 1936) х 1948

31 315Ц31 795/35 380Ц36 006 т; 183,1/194,9x31,7x10Ц10,3 м;4ПТУ и 24 ПК, 75 000 л.с. (лBarham╗ и лMalaya╗) или 4 ТЗА и 6 (лWarspite╗) или 8 (лValiant╗ и лQueen Elizabeth╗), 80 000 л.с., 22,5 узл. (лBarham╗) или 23,5 узл. (лMalaya╗ и лWarspite╗) или 24 узл. (лValiant╗ и лQueen Elizabeth╗), 3400Ц3500 т нефти. Броня: борт 330 мм, траверсы 152Ц102 мм, палуба 63,5Ц127 мм, башни 330 мм, барбеты 178Ц254 мм, батарея СК 152 мм (только лBarham╗, лMalaya╗ и лWarspite╗), рубка 280 мм (лBarham╗) или 127 мм (лMalaya╗) или 76 мм (лWarspite╗, лValiant╗ и лQueen Elizabeth╗). Эк. 950Ц1100 чел. 4x2Ц381-мм/42,12 (лBarham╗ и лMalaya╗) или 8 (лWarspite╗) х1Ц152-мм/45, 10 х 2Ц114-мм/45 (только лValiant╗ и лQueen Elizabeth╗), 4x2Ц102-мм/45 (только лBarham╗, лMalaya╗ и лWarspite╗), 2 (лBarham╗ и лMalaya╗) или 4 (лWarspite╗, лValiant╗ и лQueen Elizabeth╗) x 8Ц2Ц40-мм/40, 2 (лBarham╗) или 4 (лMalaya╗, лWarspite╗, лValiant╗ и лQueen Elizabeth╗) x 4Ц12,7-мм; катапульта, 1 (лBarham╗) или 2 (лMalaya╗, лWarspite╗, лValiant╗ и лQueen Elizabeth╗) гидросамолета.

 
  Линкор лQueen Elisabeth╗, орудия главного калибра Линкор лQueen Elisabeth╗ Линкор лQueen Elisabeth╗ спуск адмиральского катера Линкор лQueen Elisabeth╗
 
  Линкор лQueen Elisabeth╗ Линкор лQueen Elisabeth╗, гребной винт Линкор лQueen Elisabeth╗ Линкор лQueen Elisabeth╗ 1918г.
 
  Линкор лQueen Elisabeth╗ 1928г. Линкор лQueen Elisabeth╗ 1928г. Линкор лQueen Elisabeth╗ 1928г. Линкор лQueen Elisabeth╗ 1934г.
 
  Линкор лQueen Elisabeth╗ 1935г. Линкор лQueen Elisabeth╗ 1935г. Линкор лQueen Elisabeth╗ 1937г. Линкор лQueen Elisabeth╗ 1937г.
 
  Линкор лQueen Elisabeth╗ 1943г. Линкор лQueen Elisabeth╗ 1944г. Линкор лQueen Elisabeth╗ 1944г. Линкор лQueen Elisabeth╗ 1947г.
     
    Линкор лQueen Elisabeth╗, ноябрь 1918г. Линкор лQueen Elisabeth╗ май 1937г.  
 
  Линкор лValiant╗ Линкор лValiant╗ Линкор лValiant╗ Линкор лValiant╗. Аэроплан на башне главного калибра 1916г.
 
  Линкор лValiant╗ 1917г. Линкор лValiant╗ 1918г. Линкор лValiant╗ август 1935г. Линкор лValiant╗ июль 1935г.
 
  Линкор лValiant╗ июль 1935г. Линкор лValiant╗ май 1935г. Линкор лValiant╗  май 1935г. Линкор лValiant╗ 1939г.
 
  Линкор лValiant╗ июль 1946г. Линкор лValiant╗ май 1946г. Линкор лValiant╗ май 1946г. Линкор лValiant╗ джаз-банда
 
  Линкор лValiant╗ футбольная команда Линкор лValiant╗ Линкор лValiant╗ команда 1925г. Линкор лValiant╗ команда февраль 1925г.
  Одни из самых знаменитых английских линкоров обеих мировых войн. Первые в истории линкоры с 15-дюймовыми орудиями ГК и на момент вступления в строй Ч самые мощные в мире. Важным нововведением стал переход с угольного на нефтяное отопление котлов.

Вскоре после окончания Первой мировой войны прошли модернизацию: усилена противоторпедная защита (установлены бортовые були, увеличившие ширину корпуса с 27,6 до 31,7 м); полное водоизмещение возросло до 35Ц35,5 тыс. т; скорость снизилась с 25 до 23,5 узл.; дымоходы объединены в одну широкую трубу, усилено зенитное вооружение (установлены 4 102-мм орудия).

Программа модернизации длилась с 1924 по 1934 г. На проходивших ее последними лValiant╗ и лBarham╗ дополнительно установлены 2x8 40-мм лпом-пома╗ и авиационная катапульта на башне ГК лX╗. На лBarham╗, кроме того, усилили броневую палубу над погребами боезапаса до 127 мм, а в 1938 г. 4 одинарные 102-мм установки заменили на спаренные. Водоизмещение достигло 31 350/35 970 т. Предполагалось, что в будущем он пройдет масштабную модернизацию по типу лValiant╗ (см. ниже), однако помешала война.

лMalaya╗ прошел вторую модернизацию в 1934Ц1936 гг. Была усилена палубная броня над МО до 89 мм и над погребами боезапаса до 127 мм. Между дымовой трубой и надстройкой смонтировали поперечную катапульту, по бокам дымовой трубы оборудовали 2 ангара для гидросамолетов. Тяжелую боевую рубку заменили более легкой, меньших размеров. Одинарные 102-мм установки заменены четырьмя спаренными, добавлены 2x8 40-мм лпом-пома╗. Водоизмещение Ч 31 465/35 380 т.

Следом за лMalaya╗ вторую модернизацию в 1934Ц1937 гг. прошел лWarspite╗. Объем работ на нем был существенно большим: помимо усиления брони и установки нового авиационного оборудования, старую ЭУ заменили новой, более легкой и мощной; у установок ГК угол возвышения орудий возрос с 20░ до 30░. Носовую надстройку полностью перестроили, дымовая труба стала меньше. Число 152-мм орудий СК уменьшено до 8. Водоизмещение Ч 31 315/35 635 т.

 
  Линкор лWarspite╗ Линкор лWarspite╗ Линкор лWarspite╗ Линкор лWarspite╗
 
  Линкор лWarspite╗ 1913г. Линкор лWarspite╗ 1918г. Линкор лWarspite╗ 1924г. Линкор лWarspite╗ 1934г.
 
  Линкор лWarspite╗ 1934г. Линкор лWarspite╗ 1934г. Линкор лWarspite╗ 1934г. Линкор лWarspite╗ 1934г.
 
  Линкор лWarspite╗ 1934г. Линкор лWarspite╗ 1939г. Линкор лWarspite╗ 1943г. Линкор лWarspite╗ 1949г.
 
  Линкор лWarspite╗ 1952г. Линкор лWarspite╗ октябрь 1952г. Линкор лWarspite╗ Мальта Линкор лWarspite╗

Самую кардинальную модернизацию, начавшуюся в 1937 г., прошли лValiant╗ и лQueen Elizabeth╗. В строй корабли вступили уже после начала войны: первый Ч в декабре 1939 г., второй Ч в январе 1941 г. В дополнение к перечню работ, проведенных на лWarspite╗, лValiant╗ и лQueen Elizabeth╗, получили новейшие спаренные 114-ЗУ, при этом все 152-мм орудия СК были сняты, а вырезы под них в бортах заделаны. Новая ЭУ была той же мощности, что и на лWarspite╗, но имела несколько иные состав и внутреннее расположение. Водоизмещение лValiant╗ Ч 31 585/35 698 т, лQueen Elizabeth╗ Ч 31 795/36 006 т.

лBarham╗ в начале 1940 г. довооружили 20-ствольной 178-мм установкой UP (снята через год). В 1941 г. добавлены по 2 х 8 40-мм лпом-пома╗ и 2 х 4 12,7-мм лвиккерса╗.

Катапульта и авиационное оборудование демонтированы с лMalaya╗ в конце 1942 г., с лWarspite╗, лValiant╗ и лQueen Elizabeth╗ Ч в 1943 г. На лMalaya╗ в конце 1942 г. число 102-мм ЗУ увеличено до 6 и добавлены 2x8 40-мм лпом-пома╗. В конце 1943 г. на лMalaya╗ и лWarspite╗ сняты все 152-мм орудия. На последнем добавлен еще 1x8 40-мм лпом-пом╗.

12,7-мм пулеметы сняты на лMalaya╗ и лWarspite╗ в 1941 г., на лValiant╗ Ч в 1942 г., на лQueen Elizabeth╗ Ч в 1943 г. и заменены на 20-мм лэрликоны╗. К 1943 г. корабли несли от 22 до 39 лэрликонов╗, а наибольшее их число Ч 54 Ч имелось в 1944-м на лQueen Elizabeth╗. В конце войны водоизмещение лQueen Elizabeth╗ составляло 34 000/37 635 т, лMalaya╗ Ч 32 980/36 895 т.

лBarham╗ 12.12.1939 случайно таранил и потопил англ. ЭМ лDuchess╗, сам 28.12.1939 получил торпеду с герм. ПЛ U-30 и вышел из строя на 3 месяца. Погиб 25.11.1941 в Средиземном море от трех торпед с герм. ПЛ U-331. Для остальных кораблей 1941 г. также оказался неудачным, все они получили повреждения различной степени тяжести: лMalaya╗ Ч 20.3.1941 от торпеды герм. ПЛ U-106, лWarspite╗ Ч 22.5.1941 и 23.6.1941 от бомб герм, авиации, лQueen Elizabeth╗ и лValiant╗ Ч 19.12.1941 от мин, установленных итал. боевыми пловцами. Вернулись в строй в конце 1941 г. (лMalaya╗), в начале 1942 г. (лWarspite╗ и "Valiant╗). Получивший самые тяжелые повреждения лQueen Elizabeth╗ отремонтировали только в начале 1943 г. лWarspite╗ во время высадки в Салерно 16.9.1943 тяжело пострадал от герм, планирующей бомбы FX1400. После ремонта почти сразу вновь выведен из строя, подорвавшись на мине 13.6.1944. лValiant╗ поврежден 8.8.1944 при аварии плавучего дока AFD-28, после чего до конца войны находился в ремонте.

 
  Линкор лBarham╗ Линкор лBarham╗ Линкор лBarham╗ Линкор лBarham╗
 
  Линкор лBarham╗ Линкор лBarham╗ Линкор лBarham╗ 1917г. Линкор лBarham╗ 1917г.
 
  Линкор лBarham╗ сентябрь 1932г. Линкор лBarham╗ июль 1935г. Линкор лBarham╗ июль 1935г. Линкоры лBarham╗ и  лRodney╗ июль 1935г.
 
  Линкоры лBarham╗, лRodney╗ и лNelson╗ июль 1935г. Линкор лBarham╗ июнь 1938г. Офицеры линкора лBarham╗ Офицеры линкора лBarham╗
 
  Капитан линкора лBarham╗ Команда линкора лBarham╗ Команда линкора лBarham╗ Команда линкора лBarham╗ 1924г.
 
  Команда линкора лBarham╗ 1924г. Команда линкора лBarham╗ 1925г. Команда линкора лBarham╗ 1925г. Команда линкора лBarham╗ 1925г.
     
    Команда линкора лBarham╗ август 1925г. Команда линкора лBarham╗ август 1925г.  
 
  Линкор лMalaya╗ Линкор лMalaya╗ Линкор лMalaya╗ Линкор лMalaya╗
 
  Линкор лMalaya╗ Линкор лMalaya╗ Линкор лMalaya╗ в сухом доке Линкор лMalaya╗
 
  Линкор лMalaya╗ Линкор лMalaya╗ стрельба орудиями главного калибра 1920г. Линкор лMalaya╗ 1920г. Линкор лMalaya╗ 1920г.
 
  Линкор лMalaya╗ 1920г. Линкор лMalaya╗ 1920г. Мачта линкора лMalaya╗ 1920г. Линкор лMalaya╗ и лWarwick 1932г.
 
  Линкор лMalaya╗ и лWarwick 1932г. Линкор лMalaya╗ 1934г. Линкор лMalaya╗ июль 1934г. Линкор лMalaya╗ июль 1934г.
 
  Линкор лMalaya╗ июль 1934г. Линкор лMalaya╗ июнь 1937г. Линкор лMalaya╗, лWarspait и лNelson Линкор лMalaya╗ май 1947г.
 
  Линкор лMalaya╗ команда 1919г. Линкор лMalaya╗ 1920г. Линкор лMalaya╗ офицеры 1920г. Линкор лMalaya╗ джаз-банда  1920г.
     
    Линкор лMalaya╗ апрель  1920г. Линкор лMalaya╗ февраль  1920г.  
Тип лRoyal Sovereign╗ (5 единиц)
  • лRoyal Oak╗ (1915) + 14.10.39 в Скапа-Флоу торпедирован герм. ПЛ лU-47╗ (произведено 2 атаки; попадания 1 и 3 торпед соотв.), перевернулся и затонул. Потери: 24 оф., 809 матр.
  • лRevenge╗ (1916) х 1948
  • лResolution╗ (1916) х 1948
  • лRoyal Sovereign╗ (1916)  Ч передан СССР в 1944 г. (прибыл в СССР 24.08.44, СФ, сов. лАрхангельск╗), возвращен 04.02.49 х 1949
  • лRamillies╗ (1917) х 1949

29 950/33 240 т (лRoyal Oak╗) или 29 150/32 500 т (остальные); 176,9/189,1x30,9Ц31,2x9,6Ц10 м; 4 ПТУ, 18 ПК, 40 000 п.с., 21,5 узл., 3230 т нефти. Броня: борт 330 мм, траверсы 152Ц102 мм, палуба 50 мм (на лRoyal Oak╗ до 127 мм над погребами), башни 330 мм, барбеты 102Ц254 мм, батарея СК 152 мм, рубка 280 мм. Эк. 920 чел. 4x2Ц381-мм/42,12 х 1Ц152-мм/45, 4x2Ц102-мм/45, 2 X 8Ц40-мм/40, 2x4Ц12,7-мм, 4 х 1Ц533-мм ТА (только лRoyal Oak╗); катапульта и 1 гидросамолет (только лRoyal Oak╗ и лResolution╗).

 
  Линкор лRoyal Oak╗ Линкор лRoyal Oak╗ Линкор лRoyal Oak╗ Линкор лRoyal Oak╗
 
  Линкор лRoyal Oak╗ июнь 1938г. Линкор лRoyal Oak╗ июнь 1938г. Линкор лRoyal Oak╗ июнь 1938г. Линкор лRoyal Oak╗
 
  Команда линкора лRoyal Oak╗ Офицеры линкора лRoyal Oak╗ Команда линкора лRoyal Oak╗ 1914г.
 
  Линкор лRevenge╗ Линкор лRevenge╗ Линкор лRevenge╗ Линкор лRevenge╗
 
  Линкор лRevenge╗ Линкор лRevenge╗ Линкор лRevenge╗ Линкор лRevenge╗
 
  Линкор лRevenge╗ Линкор лRevenge╗ 1917г. Линкор лRevenge╗ 1919г. Линкор лRevenge╗ 1930г.
 
  Линкор лRevenge╗ 1935г. Линкор лRevenge╗ 1938г. Линкор лRevenge╗ 1938г. Линкор лRevenge╗ 1938г.
 
  Линкор лRevenge╗ 1938г. Команда линкора лRevenge╗ Команда линкора лRevenge╗ Команда линкора лRevenge╗
 
  Команда линкора лRevenge╗ Команда линкора лRevenge╗ Команда линкора лRevenge╗ Команда линкора лRevenge╗
         
     
    Команда линкора лRevenge╗  
 
  Линкор лResolution╗ Линкор лResolution╗ Линкор лResolution╗ Линкор лResolution╗
 
  Линкор лResolution╗ Линкор лResolution╗ Линкор лResolution╗ июль 1919г. Линкор лResolution╗ июль 1919г.
 
  Линкор лResolution╗ 1921г. Линкор лResolution╗ 1931г. Линкор лResolution╗ июль 1935г. Линкор лResolution╗ июль 1935г.
 
  Линкор лResolution╗ и лFairey IIIF Линкор лResolution╗ июль 1946г. Команда линкора лResolution╗ Команда линкора лResolution╗
   
Версия линкоров типа лQueen Elizabeth╗ с умеренной скоростью и несколько меньшими размерами, но с тем же вооружением и бронированием. Последний корабль серии лRamillies╗ введен в строй уже с противоторпедными булями (ширина возросла с 27 до 31,2 м, полное водоизмещение Ч 33 540 т). Аналогичные работы провели до конца Первой мировой войны на лRevenge╗ и лResolution╗ (ширина 30,9 м), а вскоре после ее завершения Ч на лRoyal Sovereign╗ и лRoyal Oak╗ (ширина 31,1 м, полное водоизмещение Ч 33 240 т). На последнем установили були новой формы, верхний срез которых поднимался до кромки батарейной палубы (аналогичные получил в ходе ремонта и лRamillies╗).

В межвоенные годы линкоры типа лR╗ не подвергались серьезным модернизациям. В 1920-х гг. с кораблей сняли 2 палубных 152-мм орудия СК и добавили 4 зенитных 102-мм ЗУ. В конце 1930-х сняли ТА, одноорудийные 102-мм ЗУ заменили спаренными; добавлены 2x8 40-мм лпом-пома╗. На лResolution╗ и лRoyal Oak╗ на башне ГК лX╗ разместили авиационную катапульту. Кроме того, на лRoyal Oak╗, единственном из всей серии, в 1934Ц1936 гг. провели усиление палубного бронирования над погребами (до 127 мм) и МО (до 90 мм). Вместо снятых подводных ТА были установлены 4 надводных.

К началу войны линкоры типа лR╗ устарели и планировались к выводу из состава флота, как только вступят в строй корабли типа лKing George V╗.

Во время войны корабли этого типа не претерпели серьезных изменений, за исключением увеличения в 1942 г. на лRoyal Sovereign╗ лResolution╗ и лRamillies╗ толщины палубы над погребами на 50 мм и демонтажа в следующем году четырех 152-мм орудий (на лResolution╗ Ч только двух). Прочие изменения ограничились увеличением числа стволов малокалиберной артиллерии. В 1941Ц1942 гг. с оставшихся в строю кораблей сняли 12,7-мм пулеметы, добавив 2x4 40-мм лпом-пома╗ и 10Ц20-мм лэрликонов╗. В 1943 г. на лRamillies╗ и лRoyal Sovereign╗ число последних возросло до 20 и 30 соответственно, в следующем году на первом их стало еще на 3 больше, а на втором, наоборот, сократилось на 4.

К концу войны полное водоизмещение кораблей составляло: 35 390 т (лRamillies╗), 34 700 т (лResolution╗) и 33 560 т (лRevenge╗).

лRoyal Oak╗ оказался первым линкором, погибшим во Второй мировой войне. 14.10.1939 он был потоплен в Скапа-Флоу тремя торпедами герм. ПЛ U-47. лResolution╗ 24.7.1940 в ходе операции против Дакара получил торпедное попадание с франц. ПЛ лBevezie╗ и был тяжело поврежден. Вышел из строя более чем на год. лRamillies╗ в мае 1942 г. поврежден торпедой японской сверхмалой ПЛ у Мадагаскара и вышел из строя до июня 1943 г. лRevenge╗, лResolution╗ и лRamillies╗ выведены в резерв в 1944 г. лRoyal Sovereign╗ 30.5.1944 передан СССР в счет репараций с Италии и переименован в лАрхангельск╗.

 
  Линкор лRoyal Sovereign╗, орудие главного калибра Линкор лRoyal Sovereign╗ носовые башни главного калибра Линкор лRoyal Sovereign╗ носовые башни главного калибра Линкор лRoyal Sovereign╗
 
  Линкор лRoyal Sovereign╗ Линкор лRoyal Sovereign╗ 1918г. Линкор лRoyal Sovereign╗ залп главного калибра 1918г. Линкор лRoyal Sovereign╗ взлёт палубного самолёта 1931г.
 
  Линкор лRoyal Sovereign╗ 1935г. Линкор лRoyal Sovereign╗ 1935г. Линкор лRoyal Sovereign╗ 1935г. Линкор лRoyal Sovereign╗ 1938г.
 
  Линкор лRoyal Sovereign╗ 1938г. Линкор лRoyal Sovereign╗ 1938г. Линкор лRoyal Sovereign╗ 1938г. Линкор лRoyal Sovereign╗ 1941г.
 
  Линкор лRoyal Sovereign╗ 1942г. Линкор лRoyal Sovereign╗ Команда линкора лRoyal Sovereign╗ Команда линкора лRoyal Sovereign╗
 
  Линкор лRamillies╗ Линкор лRamillies╗ Линкор лRamillies╗ Линкор лRamillies╗
 
  Линкор лRamillies╗ Линкор лRamillies╗ Линкор лRamillies╗ 1915г. Линкор лRamillies╗ октябрь 1917г.
 
  Линкор лRamillies╗ 1919г. Линкор лRamillies╗ 1919г. Линкор лRamillies╗ 1920г. Линкор лRamillies╗ 1920г.
 
  Линкор лRamillies╗ 1920г. Линкор лRamillies╗ август 1927г. Линкор лRamillies╗ август 1927г. Линкор лRamillies╗ 1935г.
 
  Линкор лRamillies╗ июль 1935г. Линкор лRamillies╗ июль 1935г. Линкор лRamillies╗ 1938г. Линкор лRamillies╗ май 1947г.
 
  Линкор лRamillies╗ Линкор лRamillies╗ Футбольная команда Линкор лRamillies╗ Офицерская каюткампания 1942г.
Оглавление
  • Английские линейные корабли
 
Hosted by uCoz